?

Log in

No account? Create an account
Наша музыкальная критика (ответ Алене Ганчиковой) - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Наша музыкальная критика (ответ Алене Ганчиковой) [Sep. 29th, 2011|05:24 am]
Маленький Моцарт
[Tags|, , ]

Алёна, ваш пост называется "Московская сага", и в ответ также впору писать сагу. Понимаю, как обидно потратить столько времени и не получить никакого отклика, но в своей обиде вы игнорируете ряд объективных факторов, из которых складывается ситуация в нашей - умирающей? - музыкальной критике. Кое о чем из этого я на днях вам писал и позволю себе повториться:

Дело не в конкретных фестивалях и не в конкретных изданиях - дело в том положении, которое настало для нашей темы и ее освещения в СМИ. Сравните, с какой частотой наши ежедневные газеты писали о классической музыке лет восемь назад - и сейчас. Обратите внимание на то, какого объема стали публикации в тех же "Ведомостях". Если теперь даже для штатного автора газеты проблематично написать о том, что он считает важным, то чего ж удивляться, что фрилансеру трудно пристроить заметку? Дело не такое простое. У Дмитрия Ильича [Лисса] нет рычагов для того, чтобы заставить меня написать о фестивале в Екатеринбурге, или для того, чтобы заставить "Московские новости" опубликовать об этом заметку. Она вышла, но имела столько же шансов и не выйти. Выход каждой заметки - вопрос везения, будь то про Екатеринбургский фестиваль или про Зальцбургский. <...> А полтора года назад пришел я на концерт БСО, кстати, с отличным китайским дирижером, которого они больше пока не приглашали, и спрашиваю: "А чего вы рассылку насчет концерта не делали?" "А зачем, все равно никто не ходит", - отвечают мне. А худрук потом удивляется, что пресса об оркестре не пишет.

Здесь сходятся три фактора. Первый - сокращение внимания к культуре и особенно к теме классической музыки в наших СМИ, в первую очередь в ежедневных газетах. Второй - недостаток желания и куража у тех, кто пишет о классике, бороться с этой ситуацией, убеждать начальство в важности тех или иных событий. Третий - не слишком высокий уровень собственно нашей музыкальной жизни, из чего и возникает вышеназванный недостаток желания. Спору нет, событий много, и работай я, как прежде, в газете, где была бы возможность писать три раза в неделю, я бы легко находил поводы, тем более что кроме концертов есть интервью, юбилеи и обзоры дисков. Но поводы бывают разные. Возьмем для примера Валерия Гергиева, о котором пишете вы: несколько лет назад ни одному обозревателю ежедневной газеты не пришло бы в голову пропустить открытие Московского Пасхального фестиваля под его управлением. Сейчас это, увы, возможно, но не по одной или по двум из названных причин, а по всем трем: каждый из концертов Пасхального фестиваля, и в том числе открытие, в первые годы был уникален. Теперь программы повторяются из года в год, составляются наспех, а те, кто имеет возможность слышать Гергиева за рубежом (поверьте, мнение, высказанное у вас в комментах - отнюдь не единственное, и эти люди не сговариваются), говорят, что там он зачастую старается куда больше, чем в России. Вот и получается, что автору, который эти открытия отписывал ежегодно, совесть позволяет не отписывать еще одно, и тут его интерес совпадает с интересом главреда или завотделом, которому лишняя заметка о классике не особенно нужна.

Теперь о том, какое всё это имеет отношение к вашей ситуации. Во-первых, интересные статьи и интервью сейчас вообще мало кому нужны. Если на то же самое сетует мой друг кинокритик, который ездит по нескольким фестивалям в год, собирая целый букет интервью со звездами, не все из которых удается напечатать, о чем же говорить в связи с нашей, куда менее востребованной областью? Во-вторых, вы сетуете на то, что потратили на эту историю месяц, и вашего месяца безусловно жаль, но неужели вам заранее кто-то давал гарантии того, что ваши тексты и интервью будут опубликованы? Их сейчас, за редкими исключениями, не дает никто и никому, если речь не о конкретном заказе (в нейтральном смысле) или просьбе: места на полосах мало, событий много, шансов у заметки внештатника мало. В-третьих, слова маэстро о том, что "ни одна московская редакция материалы с упоминанием его имени не опубликует", невозможно воспринимать всерьез. Если даже оставить за бортом все публикации о конкурсе Чайковского с упоминанием имени маэстро, то вот вам целый букет публикаций за последние месяцы (в том числе и о фестивале в Анси, в том числе вышедших после конкурса, - и не одна - в том числе вполне комплиментарных). За полчаса я без труда накопал около двадцати. С учетом того, что за последнее время событий с Гергиевым за пультом в Москве не было, это немало:

http://www.ng.ru/culture/2011-08-30/7_festival.html
http://www.ng.ru/culture/2011-06-30/8_kaufmann.html
http://www.ng.ru/culture/2011-03-21/10_teatr.html
http://izvestia.ru/news/493051
http://mn.ru/newspaper_culture/20110727/303520647.html
http://mn.ru/newspaper_culture/20110725/303479332.html
http://mn.ru/newspaper_culture/20110427/301393028.html
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=976&rubric_id=200
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=972&rubric_id=207
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=954&crubric_id=1002639&rubric_id=200&pub_id=1143448 (на сайте "Культуры" их еще много)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/264508/elfy_pust_letayut
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/263054/polubog_spel_sred_groma
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/258061/kak_grustna_nasha_rossiya
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/22019/
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/23789/
http://www.kommersant.ru/doc/1686581
http://www.kommersant.ru/doc/1677850
http://www.kommersant.ru/doc/1629317

Вы спрашиваете: "Доконкурсные или послеконкурсные? Благожелательные или разгромные? А благожелательную послеконкурсную можно посмотреть одним глазком? Кстати, вот Российская газета, наверняка опубликовала бы, но я там никого не знаю". Во-первых, в этом списке есть и послеконкурсные, и благожелательные. Во-вторых, характерно, что вы об этом спрашиваете, потому что на конкурсе Гергиев обидел прессу очень крепко, я тому свидетель. Однако уверен в том, что моя коллега Юлия Бедерова, которой досталось от него сильнее всего, - и совершенно незаслуженно - не станет игнорировать следующие события с его участием и оценит их объективно. В-третьих, "Российскую газету", раз для нее вы делаете исключение, я не просматривал, там наверняка нашелся бы еще десяток публикаций. После этого слышать слова о том, что "ни одна московская редакция материалы с упоминанием его имени не опубликует", странно.

Надо иметь в виду еще и следующее: конкретно Гергиев в России выступает много, за что ему большое спасибо. Пресса на это реагирует вполне активно - ссылки перед вами. Вам удивительно, а мне нет, что то или иное московское издание не отрывает с руками очередной материал о Гергиеве, потому что писать о нем постоянно невозможно. И если та или иная редакция материалу о Гергиеве предпочитает заметку об исполнении "Прометея" Ноно в Берлине, это кажется мне вполне логичным, потому что подавляющее большинство читателей "Прометея" не слышали и в Берлин на него не ездили, а Гергиева слышали много раз и еще не раз услышат. Хотя, конечно, лучше было бы, найдись возможность опубликовать обе заметки. Однако никакого заговора, никакого бойкота за этим не стоит. Кажется, всё.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: tatra2000
2011-09-29 06:10 am (UTC)
ППКС
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: paslen
2011-09-29 06:56 am (UTC)
не все, Илья. Про самое главное не сказал - про халтуру и ПОЛНОЕ небрежение слушателем
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elegantchikova
2011-09-29 08:55 am (UTC)
Гарантии Были. Это просто, чтобы расставить точки. Я без гарантий вообще не пишу.

Теперь, что касается моей личной ситуации. Вот сколько я тут нахожусь, столько общаюсь в двух профессиональных нишах: музыкантской и журналистской. Сейчас я Вам кое-что проясню.

Во Франции журналист и критик- это очень уважаемые профессии. Пишущий талантливо человек- редкость и его уважают. Редактор- это человек, отвечающий за выпуск номера, а не барин, который пытается обращаться с авторами, как с холопами.
У вас в России вообще принято друг друга унижать.
Здесь это не принято ни в какой среде, а тем более в профессиональной.

Почитайте ваши российские газеты. Посмотрите, кто и как там пишет! Во-первых это какие-то совершенно безграмотные мальчики и девочки, которые вообще ни в какой области ни уха ни рыла, а во-вторых они просто-напросто совершенно не владеют русским языком. Читать этот глупый лепет стало просто невозможно.

Если сейчас появляются редкие экземпляры, которые во-первых эксперты в своей профессии, а во-вторых хорошо пишут, то них надо беречь, а не распугивать.

Что такое для редакции иметь зарубежного корреспондента? Это нужно оплачивать корпункт, квартиру, машину, оргтехнику, оклад.
Это для печатного органа целая большая статья расхода. И как правило, собкоры- это офицеры и специалисты по политике и экономике, в исскусстве.....правильно. Тоже ни уха ни рыла. За исключением единиц.

И когда в такой ситуации появляется человек, который может, умеет и готов писать за те смешные копейки, которые редакции отслюнивают внештатникам, по каком-то своим чисто-идеалистическим причинам и из многолетнего хорошего отношения к людям, которых он знает с детства, то пробрасываться - это очень глупо.
Потому, что человек, живущий в стране жёсткого капитализма, ещё может закрыть глаза на деньги, но не на время, которому цены нет. И не на обязательства перед интервьюируемыми, которым он обещал, а сделать не может и сходит от этого с ума, поскольку здесь обещать и не делать не принято.

Я и так ежедневно хожу и на вернисажи и на концерты. Я и так уже много лет нахожусь во всех списках всех пресс-агенств. Так сложилось. Это многолетние наработки. Мне и так хорошо. И общаюсь я уже давно с кем хочу. Для этого мне совершенно не обязательно, придя с концерта домой, вместо того, чтобы лечь спать, а с утра пойти в бассейн, садиться за компьютер и гнуть спину над статьёй в течении нескольких суток и шлифовать формулировки. Просто тусоваться и получать удовольствие гораздо легче.
Не говоря о том, что всегда можно написать в блоге и это будет почти то же самое.

Если Вы, Илья, согласны унижаться и "пристраивать" материалы, то мне это совершенно не надо. Это бессмысленная трата энергии. Писать- пожалуйста. Публиковать бесплатно или условно-бесплатно: ладно уж, пока не надоест.
Но тратить энергию на уговоры, нажимы и ссоры? Нет, уж, увольте.
Я за это время лучше напишу квартет или цикл романсов.
Это гораздо приятнее и полезнее для моей жизни.

Что касается OpenSpace, то это отдельная песня.
Всегда и везде публикация- это публикация и не более того. Опенспейс заставляет (не знаю, только ли меня или всех) подписывать договор об отторжении авторских прав, из которого следует, что с момента публикации, интеллектуальная собственность на текст от Вас переходит Опенспейсу и далее они могут делать с ним любое вторсырьё (там на пяти страницах прописаны какие-то киносценарии, книги, пьесы и т.п.). Вы меня извините, Илья, но, насколько я помню, стихи поэтов Серебряного Века тоже всегда публиковались в газетах. Газет этих никто не помнит, а авторы остались авторами.
А тут какой-то правовой беспредел.

От моей мамы остались сотни статей и интервью, я собираюсь их публиковать отдельной книгой, хотя они все публиковались в Новой Газете, Общей Газете, Русской мысли и десятках других изданий. А тут мне по поводу моих текстов подсовывают такую противозаконную филькину грамоту за полторы тыщи рублей.
Я тут же позвонила знакомому главному редактору, прочитала контракт вслух, он очень смеялся. Показала Фесуненко- он тоже смеялся.

Ладно, раз у вас там такой беспредел, то я буду писать музыку и сотрудничать с отдельными умными и адекватными редакторами.

Удачного Вам дня, Илья.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: masyamba
2011-09-29 08:57 am (UTC)
какие у вас там страсти! я и не подозревала
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elegantchikova
2011-09-29 09:14 am (UTC)
Ах, да про пресс-конференцию. Валерий Абисалович очень обижен и разгневан на прессу за то, что она не оценила его усилий с реорганизацией конкурса. Он сказал, что после того, как он вымел из жюри пристрастных профессоров и посадил туда лауреатов конкурса, великих музыкантов, уж в их-то компетентности можно было не сомневаться?
(Reply) (Thread)