?

Log in

No account? Create an account
Какая мука воспитывать - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Какая мука воспитывать [Oct. 7th, 2011|06:16 pm]
Маленький Моцарт
[Tags|, , ]

У Вари в комнате регулярно беспорядок. Время от времени Лада не выдерживает и устраивает там большую уборку. Я сержусь и говорю, что при этом условии у Вари порядка не будет никогда, поскольку она привыкнет к тому, что за нее всегда убирает мама. Лада объясняет, что не может терпеть такой свалки, в то же время соглашается со мной и обещает, что это последний раз, но потом все повторяется снова.

Сегодня я увидел, что, хотя и сержусь на Ладу, сам поступаю почти так же. Когда Варя пришла из школы, на кухне было убрано и посуда была помыта. Варя приготовила себе обед, оставшуюся от готовки посуду поставила в раковину и рядом с ней, а есть ушла в свою комнату. Как же насчет посуды? - спросил я. Обязательно помою, - отозвалась она. До Вариного прихода у меня было настолько чисто, - в пределах возможного - что не хотелось и минуты лишней сидеть в кухне с немытой посудой. Так что я помыл ее сам, хотя и сознавал, что неправ. Варя появилась сильно позже, очевидно забыв о своем обещании и исчезнувшей посуды не заметив. Мне ли сердиться на Ладу... а что же делать?
linkReply

Comments:
[User Picture]From: verbilki
2011-10-07 02:52 pm (UTC)
Ты знаешь, в одном дружественном мне журнале мама десятилетней девочки тоже писала об уборке комнат. Сначала она ругалась с дочерью из-за беспорядка, потом стала убирать сама. А потом и дочка, которая осознала, что в порядке жить лучше, стала убирать. Так что может быть, это еще и не самый плохой вариант.Сейчас посмотрю, если найду пост и он не под замком, я ссылку дам.
нашла, но пост подзамочный :-(
Ну и могу себя, любимую, в пример привести. Я до 18 лет никогда в жизни не мыла унитазы. Я думала, что они сами по себе такие чистые, а оказалось, что к чистоте надо прилагать усилия. Я привыкла к чистой сантехнике, так что когда я стала жить без родителей, мне пришлось чистоту наводить самой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-07 09:42 pm (UTC)
Видимо, с этого мне надо будет начинать здесь каждый ответ: нет, естественно, я не хочу сказать, что в Варином возрасте, да и позже, держал в идеальном порядке свою комнату. За Ладу сказать, естественно, не могу. Про унитазы мне тоже понятно: до тех пор, пока я не побывал в походе, где было не 11, не 17 человек и больше, как в первых моих походах, а трое, включая меня, для меня не было очевидно, что надо самому заварить чай, сделать костер (или помочь другим это сделать) - иначе не будет ни чая, ни костра.

И, тем не менее, некоторое понятие об обязанностях, спасибо родителям, у меня было. Уверен, что оно было - вероятно, еще более сильное - и у Лады. У Вари с ним пока слабовато, и собственно пост-то о том, что это наша вина.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ask_a
2011-10-07 02:59 pm (UTC)
Илюша, не переживай. Я соглашусь с предыдущим комментатором - жизнь заставит. При условии, конечно, что Варя не будет всю жизнь с вами жить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-07 09:44 pm (UTC)
Это, конечно, можно проверить только на практике, но не знаю, не знаю. Лада ведь кидается убирать Варину комнату не всякий раз, когда там набросано, и если там будет набросано месяц, Варя спокойно проживет в этом месяц. Это не наезд, клянусь, это констатация факта - ну не мешает это ей, не ломает ее, ей так нормально. У меня у самого на столе некоторый ужас, но в основном это вещи нужные мне для работы, а в то же время работать на неубранной кухне - на ней наши с Ладой рабочие места - с непомытой посудой я просто не могу. Ну если только работа не очень срочная, а посуды не очень много.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jenya444
2011-10-07 03:30 pm (UTC)
Мы переехали в новый дом, теперь у Т. и Д. свои комнаты. Угадать, кто в какой комнате живет несложно. У Т. идеальный порядок, у Д. такой же идеальный беспорядок. По мне, Д. может делать в своей комнате что угодно. Но проблема в том, что он сам не может там делать уроки и работает в салоне на полу, в результате, там раскиданы его книжки и тетрадки. С этим борюсь! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-07 09:58 pm (UTC)
Ха, у нас похоже, с поправкой на то, что возможности выделить Варе и Вене по отдельной комнате нету, так что нет пока и возможности проверить, как следил бы за порядком Веня... Когда у Вари нет места на столе, она перемещается с ноутбуком (многие задания надо делать на нем) на пол или на кровать, а я, старомодно следуя за тем, как учил меня папа, тщетно говорю ей, что лежа на кровати или сидя на полу хорошо приготовить уроки нельзя. Возможно, я ошибаюсь и теперь уже можно. А иногда дело не в столе, а Варе просто скучно и она приходит делать уроки на кухню, где мы невольно ей мешаем и, опять же, эффективность от такого делания уроков невелика. Эх, нет в жизни совершенства. Впрочем, сегодня, когда в КЗЧ под управлением Владимира Юровского звучали Вариации Веберна и Ричеркар Баха-Веберна, оно было! Но недолго. Но было.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tatra2000
2011-10-07 04:45 pm (UTC)
Купить посудомоечную машину и не тратить столько сил, времени и нервов на ерунду.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-07 07:15 pm (UTC)
Коллега, я тебя люблю, но речь же совсем вообще совсем не об этом!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: niho_tian_abo
2011-10-07 08:02 pm (UTC)

не сочти за, но

вот сегодня я своему преподавателю по автовождению подбирала статейки на тему "мой гнусный (зачеркнуто, есесно) ребенок-подросток", и вот там че-то такое в вашу тему:

Научить ребенка прилагать усилия
http://wday.ru/psychologies/roditeli/children/_article/nauchit-rebenka-prilagat-usiliya/

Как строить отношения с подростком
http://www.wday.ru/psychologies/roditeli/teenagers/_article/kak-stroit-otnosheniya-spodrostkom/

Подросток живет дома, как в гостинице
http://www.wday.ru/psychologies/roditeli/teenagers/_article/podrostok-zhivet-doma-kak-vgostinicze/

Меня возмущает его(ее) лень
http://www.wday.ru/psychologies/roditeli/teenagers/_article/menya-vozmushhaet-ego-len/

Мне трудно ему (ей) доверять
http://www.wday.ru/psychologies/roditeli/teenagers/_article/mne-trudno-emu-doveryat/

...

что до личного опыта (хоть Махнушку с трудом можно назвать было трудным подростком), то надо договариваться. Поскольку взывания к чести-совести и тд приводят к обратному результату чаще всего, то можно попробовать построить все на "дашь за дашь". Ты нарушила договоренность (каковая мб и прописана) - сперва поставлено на вид, во второй раз - какая-то санкция. Некоторый автоматизм вырабатывается таким образом. Скажем, когда я с хронометром в руке стояла над клеткой с выпрошенными птичками и засекала, сколько минут в день тратится на уборку клетки и корм (3 минуты. ТРИ!!!) и кричала, что это стыдно - забывать 3 минуты в день уделять живым существам, которые не виноваты в том, что у них забывчивая/ленивая хозяйка - это не работало почти. Пригрозила отдать птиц, если еще раз увижу в поилке зацветшую воду и сожранный до дна кормушки овес. Заработало, ты знаешь...

хотя, я понимаю, все индивидуально
силушки вам, семейство
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-07 10:03 pm (UTC)

Re: не сочти за, но

Спасибо, я прочту.

Про договоренности все правильно. Теоретически. Я сам всегда то же говорю. На практике это работает не очень. У нас. По ряду причин. Твердости нам не хватает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: niho_tian_abo
2011-10-07 08:05 pm (UTC)
да, ведь это не только небось "Варина" комната, так?
там ведь и Веня живет
поэтому Лада небось потому еще убирается, чтобы Веня не жил в сраче
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-07 08:16 pm (UTC)
Нет, Веня туда переехал только недавно и, собственно, проводит там в основном только время сна. В остальное время он существует в других местах квартиры. А проблема давняя, так что дело почти не в этом или даже совсем не в этом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: masyamba
2011-10-07 08:29 pm (UTC)
я не родитель ни разу и мне не надо никого воспитывать
но все же скажу
я помню до сих пор ту дрожь возмущения, когда родители перекладывали что-то в моей комнате. это МОЕ. и не трогайте. я орала, что мне нужно мое собственное пространство и я буду его организовывать как угодно. проблема была в том, что папа иногда занимался с учениками в моей комнате. в итоге ему пришлось заниматься на факультете, а через год-два я успокоилась, а теперь вообще сама шпыняю родителей по поводу беспорядка.
у нас было железное правило: у себя в комнате можешь делать все, что угодно. но на кухне - единственном общем пространстве - мыть и убирать за собой, если ешь один и после семейного ужина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-07 10:07 pm (UTC)
1.Так придется же когда-нибудь!

2.А твое как угодно тоже значило, что вся комната была вверх дном? У нас проблема еще в том, что Варина комната ровно напротив входа в квартиру. Можно, конечно, закрывать туда дверь, но я прекрасно понимаю, если у Лады сердце обливается кровью при мысли, что в дом пришли гости, а в одном шаге от них, пусть и за закрытой дверью - свалка.

3.Про мыть и убирать за собой - это правильно, уважаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tetya_motte
2011-10-08 11:17 am (UTC)
У меня есть только племянник, но я раньше проводила с ним много времени. Ему вообще ничего не охота делать, и приходится напоминать каждые пять минут, но важно делать это с такой комической агрессией. Я пугаю его всякими бредовыми вещами, типа, сейчас выкину все вещи в окно или привяжу его к столу, чтобы он делал уроки всю оставшуюся жизнь, но он знает, что я шучу. В общем, такая игра в фрекен Бок. При этом он знает, что я буду его доставать и что я все-таки несколько сержусь. И как ни странно, в таких ситуациях он быстро делает, что надо. И еще ему важно иметь некий императив - что бардака быть не должно и все, до свиданья. А еще ему важно чувство быть полезным, но не униженным. С девочкой, мб, сложнее. Если речь о кухне - это ваше пространство, она не имеет права его оставлять грязным. Это типа как если бы ты разложил в ее комнате какие-нибудь бревна и сказал, что тебе удобнее, чтобы они тут лежали и ты из них скоро будешь строить:) Я бы повесила какое-нибудь трагикомическое объявление, типа "я не раб, мойте посуду". В общем, мне кажется, если ребенок не чувствует себя _ребенком_, которого взрослые опекают/заставляют, а как бы наравне, то идея об обязанностях может легче проникнуть в его голову.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 09:42 pm (UTC)
Катя, спасибо за ценный комментарий. Про игру во Фрекен Бок и про трагикомическое объявление всё правильно. Да и про "наравне" - мы всегда, как нам кажется, общались с детьми вполне по-взрослому, как с равными: я всегда понимал, что родители и я - "в разных весовых категориях", как говорит Эдуард Львович, и при всей близости чувствовал некоторую дистанцию. Возможно, дело в том, что мы в этом перестарались, и означенной дистанции не стало вообще.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: senele
2011-10-08 11:55 am (UTC)

... а что же делать?

смириться
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 09:48 pm (UTC)

Re: ... а что же делать?

Это, возможно, лучший здесь ответ. Жаль, что ты не написал сюда того, что написал мне в гугл-токе:

Я тоже говорил маме, что -- ладно, помою посуду, но позже -- и не понимал, почему это нужно сразу же, куда тут спешить.

Могу спрятать, если это секрет :о)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatra2000
2011-10-08 04:18 pm (UTC)
Кстати, еще одно соображение об уборке (не о воспитании). В большинстве случаев бардак - следствие того, что вещей или больше, чем нужно, или их хранение плохо организовано, неудобно. Или первое и второе вместе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 09:47 pm (UTC)
На это тоже лучше ответила бы Лада, чем я. Я не девочка, и лично мне кажется, что у Вари действительно вещей как минимум достаточно, а то и больше, чем нужно. Судить не берусь, могу ошибиться. А насчет хранения ты права, но почему так возникает? Варя устраивает беспорядок, в какой-то момент Ладино терпение кончается, она устраивает уборку, потом Варя не может найти ту или иную нужную вещь, в поисках ее устраивает беспорядок...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: wanna_try
2011-10-10 05:18 pm (UTC)
ойойой
Илюш, у меня родители поступают абсолютно так же

я люблю порядок, искренне, всем сердцем, я обожаю стопочки книг, пустой стол, полочки в шкафу вещичка к вещичке

но я патологически не умею поддерживать порядок, не могу, вылетает из головы, а потом опускаются руки, когда вижу страшный бардак

и моим родителям ничего не оставаться, как после долгих внушительных бесед в итоге сделать самим.
не знаю, это даже не проблема самоконтроля, а концентрации внимания, наверное((
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-13 09:32 am (UTC)
Спасибо, хороший комментарий, отчасти лишающий смысла всю дискуссию :о) дескать, родители рано или поздно уберут. Да куда ж они денутся...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: goododd
2011-10-12 06:07 pm (UTC)
это такая трогательная история )))
правда, очень мило. Ребенок пришел из школы, приготовил себе обед, ты помыл посуду - и всем хорошо. Единственное, что мешает - мысли о правильном воспитании.
А правильно это как? Ты бы стоял у нее над душой, 20 раз повторил бы, она бы в итоге помыла, но у всех было бы испорчено настроение...
то есть я не знаю, конечно, как правильно. Но как вариант - я где-то прочитала, что убирать нужно вместе с ребенком. Тогда как бы и напряга нет, поскольку это может быть вполне легко, весело, за разговорами - и в то же время ребенок приучается к этому процессу убирания. Мне эта идея показалась неплохой - хотя, как это на практике, я не знаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-13 09:32 am (UTC)
На практике всё ровно вопреки половине того, что мне здесь написали.
(Reply) (Parent) (Thread)