?

Log in

No account? Create an account
Юровский и Musica Viva (Слушал 1-7.10.2011) - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Юровский и Musica Viva (Слушал 1-7.10.2011) [Oct. 8th, 2011|03:03 pm]
Маленький Моцарт
[Tags|, , , ]
[music |Ария Илюмжинова]

Был бы рад написать, что вчерашний концерт Musica Viva с Владимиром Юровским многократно превзошел всё, что за неделю я слушал в записи, но это не вполне так. Притом что концерт был очень хорош и во многом оправдал мои ожидания его как одного из Главных Концертов Сезона. Ну а как же иначе? Юровский - чудесный дирижер. Все его концерты в Москве, начиная с первого в 2002 году, помню до единого (не считая пары пропущенных, да и программы тех помню), и то же наверняка могли бы сказать и все, кто на них был. Конечно, жаль, что не продолжилось его сотрудничество с РНО - вместе они делали чудесные программы, а от репертуарной смелости Юровского до сих пор кружится голова: кто еще "посмеет" играть в Москве оркестровую программу из Пярта и Цемлинского, например? Потом был ПОТРЯСАЮЩИЙ концерт с оркестром Большого театра - на данный момент оставшийся единственным. Имя Юровского называют среди тех, кого хотели бы видеть во главе Госоркестра, но, боюсь, это слишком уже блестящий и потому несбыточный вариант. С февраля прошлого года он не выступал в Москве, и как было не ждать многого от его дебюта с лучшим столичным камерным оркестром, да еще с программой из Баха, Веберна, Баха-Веберна и Онеггера? Вы вообще давно слышали в Москве симфонии Онеггера? Я с весны 2003 года нет.

Сам концерт в целом не обманул ожиданий. Не скажу, что Третий Бранденбургский концерт, открывший вечер, был сыгран блестяще, но сама идея начинать с Баха, с дирижером за клавесином, вполне грела душу. Зато продолжение первого отделения было на пять с плюсом! Вступительное слово Юровского к Вариациям Веберна, сами Вариации, идея повторить их еще раз (никогда сам такого не видел, только слышал о том, как исполнители играли то или иное сочинение два раза подряд, стремясь приобщить к нему публику - и как же это правильно!!!) и завершить Ричеркаром Баха-Веберна (хотя и со странными замедлениями) - всё это было просто великолепно.

Очень мне понравилось и второе отделение, хотя не удивлен, что тем, кого я привел на концерт, в основном больше понравилось первое. Виолончельный концерт Онеггера - может быть, не очень глубокая, но исключительно изящная вещь, и даже странно, что его так редко играют: помню еще одно исполнение, тоже Рудиным, шесть лет назад. В этом сезоне, правда, ожидается еще одно... Из симфоний Онеггера Четвертая, опять же, может быть, не самая глубокая, - Третья и Пятая покруче будут - но "киномузыкой", как мой друг, я бы и близко ее не назвал. Может быть, средняя часть немного провисла, но крайние мне понравились очень, особенно последняя. Не знаю имени фаготиста, но он творил настоящие чудеса.

Кто творил чудеса, но в обратном смысле, так это публика. Написав полтысячи заметок о московских концертах, я много раз собирался хотя бы абзац посвятить нашей публике и ее поведению, и всегда жалел места. Не буду и сейчас подробно писать о том, чем отличается (мало чем) поведение неофитов от поведения завсегдатаев. О том, как любят у нас во время музыки развернуть шоколадку, принять таблетку, ответить на СМС, потрещать с соседом. Как бегут в буфет, или гардероб, не дожидаясь, пока исполнители уйдут со сцены. И все же, казалось бы, на на программе с Веберном и Онеггером не должно быть слишком много случайных людей. Однако, как только отзвучал последний аккорд, в гардероб ринулась, наверное, половина зала. Остальная стойко сидела на местах и хлопала. Зная Юровского, уверен, что у него был припасен какой-нибудь изысканный и неожиданный бис. Но какой же бис, когда ползала рвануло с мест, будто по команде?

Остается повторить слова Леонида Десятникова: "Как форма непосредственного совместного переживания концерт, конечно, не существует. Видимо, мы пали жертвой неумолимого развития новых технологий. В свете студийной записи никакой концерт не может считаться полноценным, если вы слышите кашель, шуршание программок, звонки мобильных телефонов и т. д. - какому бы то ни было катарсису это способствовать не может. Концерты нужны лишь при условии, что публики не очень много и она ведет себя идеально, но так почти не бывает" - и переслушать Онеггера дома, что мы с удовольствием и сделали несколько раз.

Нанкарроу. Этюды, Танго, Токката, Сарабанда и Скерцо, Пьеса для маленького оркестра #2, Трио для кларнета, фагота и ф-но
Уолтон. Струнные квартеты
Кеттинг Отто. Trajecten (2 раза)
Губайдулина. Всадник на белом коне (3 раза)
ван дер Аа. Spaces of Blank (2 раза)
Keuris. Antologia (2 раза)
Mayke Nas. No reason to panic (3 раза)
The Kinks. Избранные песни
Барток. Пятый и четвертый квартеты
Tin Machine. Второй альбом
Ростропович. Бах/Зилоти, Фрескобальди, Марчелло/Бах, Бах/Кодай, Гендель, Сен-Санс, Рейнбергер, Louis de Caix d'Hervelois (сборник)
Черепнин А. Фортепианные концерты 2, 4, 6
The Divine Comedy. Избранные песни
Ксенакис. Synaphai, Aroura, Antikhthon
Шенберг. Вторая камерная симфония (2 раза), Ночь просветленная
Тох. Китайская флейта, 5 пьес для духовых и ударных, Эгон и Эмилия, Квартет для духовых и альта (все - 2 раза)
Premiata Forneria Marconi. Улисс
Ынсук Чин. Cantatrix Sopranica (2 раза)
Избранные номера и сцены из оперы "Муаммар Каддафи - суперстар"
Онеггер. Четвертая симфония (2 раза), Виолончельный концерт (3 раза)
Дютийе. Вторая симфония, Метаболы
Щедрин. Sotto Voce (скерцо и финал)

Слушал на концерте:
Бах. Третий Бранденбургский концерт
Веберн. Вариации для оркестра (дважды)
Бах-Веберн. Ричеркар из "Музыкального приношения"
Онеггер. Виолончельный концерт, Четвертая симфония

Пара слов о прочем, послушанном за неделю. Вторая камерная симфония Шенберга, по-своему хороша, но неудивительно, что Первую играют и записывают куда чаще. Первая - прорыв, открытие иных планет, новое слово. Вторая - просто хорошая музыка, что тоже много, но такого же ошеломления не производит. Фортепианные концерты Черепнина (купил их потому, что однажды слышал один из них по "Орфею" и период определил быстро, но автора угадать не смог) не то чтобы блестящи, и все же жаль, что их не играют и едва ли будут: хотя фортепианных концертов в природе куда больше, чем скрипичных и виолончельных, но играют-то среди них одни и те же, а из ХХ века совсем узкий набор. Не буду сейчас смотреть, в какие точно годы они были написаны, но по ощущению это более чем добротная музыка первой трети столетия, ярко оркестрованная, не слишком попсовая, и отчего бы их иногда не играть... Диск Тоха хорош весь - подробнее пока сказать затрудняюсь, но послушал два раза подряд с удовольствием. У Дютийе по-своему хорошо вообще всё, что я слышал.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: mike67
2011-10-08 12:38 pm (UTC)
Которого Черепнина? Александра?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 09:49 pm (UTC)
Александра, да. А что?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike67
2011-10-09 07:32 am (UTC)
Просто хотел узнать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-09 08:35 am (UTC)
У Николая, кажется, фортепианных концертов нету. А у Александра целых шесть. Вот думаю, имеет ли смысл раздобывать остальные. Я и эти-то слушаю второй раз за много лет...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: apus_melba
2011-10-08 05:15 pm (UTC)

"Муаммар Каддафи - суперстар"

? а кто автор??
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 09:53 pm (UTC)

Re: "Муаммар Каддафи - суперстар"

Автор музыки общеизвестен, автор слов - Лёша Дурново. Почитать их можно тут, а фрагменты послушать можно тут. Или могу прислать мылом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: apus_melba
2011-10-19 12:47 am (UTC)

Re: "Муаммар Каддафи - суперстар"

Спасибо! Чего только не бывает, оказывается!)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-19 07:50 am (UTC)

Re: "Муаммар Каддафи - суперстар"

Не за что. Надеюсь, мы скоро запишем еще.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paslen
2011-10-08 05:49 pm (UTC)
а мне концерт показался сырым
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 09:54 pm (UTC)
Я тоже не говорю, что он был идеален. А все же, почему?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paslen
2011-10-09 10:21 am (UTC)
Попытаюсь тебе ответить своей записью. Но, если коротко, я бы его ДОКРУТИЛ, начиная от того, что Юровский мазал мимо нот за клавесином и заканчивая бОльшей харизматичностью в сичинениях Оннегера.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-09 10:27 am (UTC)
Записи еще нет, да? А то я пошел ее искать... Да, увы, с болью в сердце не могу не согласиться: и неверные ноты были, и в симфонии Онеггера как минимум середина провисала. Правда, если б таких концертов было хотя бы три в год... А если не знаешь, когда будет следующий, так не жаль и этому немного завысить оценку - в общем контексте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paslen
2011-10-09 10:29 am (UTC)
еще не сделал (запись), но сделаю.. а публика у нас, конечно, ужасная, притом, мне кажется, что она от разу все хуже и хуже
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-09 12:17 pm (UTC)
Да, всё так. Правда, говорили про Урману, что между частями Малеровского цикла не хлопали - прогресс! Но и с нее же разбежались, говорят, как с Юровского.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paslen
2011-10-09 12:21 pm (UTC)
вот на Юровском между частями не хлопали, что и позволило ввести в себя в заблуждение
а потом глубоко разочароваться. Но, Илюш, мне кажется, что бисы после такой программы проблематичны сами по себе
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-09 09:10 pm (UTC)
Ну уж глубоко... судя по твоему посту, на который я постараюсь ответить подробнее, тебе просто почему-то не понравилась симфония Онеггера, но мне кажется странным писать о ней так, будто она кому-то чем-то обязана. Что касается бисов, то на месте Юровского я бы обязательно их заготовил, но даже их возможная "проблематичность" - не повод валить из зала, их не дождавшись. Разве нет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paslen
2011-10-09 09:21 pm (UTC)
могу отвечать лишь за себя - я ухожу только когда оркестранты начинают расходиться - правило у меня такое; Онеггер мне, как раз, понравился, он принадлежит к тому типу модерна и времени модернизма, который я больше всего люблю. Я романы такие стараюсь писать как Онеггер писал симфонии, дело не в Онеггере, но во всех составляющих, которые на мой вкус, на этот раз не сложились. Хотя, возможно, кому-то могут нравиться и такие, подвижные внутри, незастывшие концерты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatra2000
2011-11-12 08:54 am (UTC)
Я не заметила этого, Коллега, во всяком случае у нас в партере все спокойно дождались биса, спокойно выслушали и потом неспешно вышли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: il_canone
2011-10-08 06:33 pm (UTC)
Одна российская дама (весьма образованная и интеллигентная причем), оказавшаяся в высшем свете благодаря своему браку с крупным французским финансистом, однажды говорила мне нечто подобное: " мы почти не ходим на концерты.... Предпочитаем слушать музыку дома, в комфортной обстановке, без помех... Без кашля, шуршания фантиков И тд"
Знаете, меня в тот момент пронзило такое чувство: какая, извините, приблуда. Каждому, конечно, свое: но для меня органическая еда, суррогатное материнство, общение исключительно в "своем кругу" и тд, также как и консервированная музыка (все это исключительно ради своего комфорта, заметьте) - все это НЕПРИЕМЛЕМО. Для меня в этом просто нет жизни.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 10:20 pm (UTC)
Марина, во-первых, я не говорю, что предпочитаю записи концертам. Концерты люблю и в лучшие времена ходил на них 2-3 раза в неделю, и сейчас был бы рад... правда, записи очень люблю тоже. Но что касается шуршания фантиков, оно не стало меня с годами раздражать меньше, и людей, которые на концерте вокруг меня разговаривают, шлют СМС, шелестят конфетами и шоколадом, я в этот момент воспринимаю как врагов - врагов мне, врагов музыке, врагов всем пришедшим слушать ее. Даже если это мои друзья :о) возможно, человек поумнее научился бы не обращать на это внимания. Но я не могу.

Во-вторых, финал вашего ответа, по-моему, полностью противоречит вашему комментарию к соседнему моему посту, где вы писали: "Вот поэтому я на машине, двери закрыты, с работы - домой. гулять - только там, где охраняют. и никакой самодеятельности, никаких выездов непонятно куда". Понятно, что там речь шла о вопросах личной безопасности, но для меня в подобном подходе точно так же нет жизни, как и в суррогатном материнстве. А концерты, повторяю, я люблю не меньше записей. И даже больше, если хорошие, и никто не мешает слушать. Вот только играют в основном одно и то же...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: il_canone
2011-10-09 06:25 am (UTC)
В вопросах безопасности я бескомпромиссна, живя там, где я живу, и зная, что происходит вокруг. В остальном же - люблю жизнь во всех проявлениях! У меня просто другая реакция - меня не так раздражают люди в концертном зале, даже если они и делают что-то не то, так как без них-то концерта не будет. А концерт для меня единственная приемлемая форма серьезного восприятия музыки. Записи не люблю, слушаю только "по нужде"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-09 08:36 am (UTC)
Да люди-то ладно. С тем, что музыка производит совершенно другое впечатление на концерте, чем в записи, трудно не согласиться. Просто не играют у нас на концертах бОльшую часть того, что я хотел бы услышать. И никогда не будут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vict_or
2011-10-08 07:58 pm (UTC)
Всякому овощу свой фрукт, как говорили мы в юности. Иной раз лучше послушать запись, иной раз - концерт. Сиюминутное живое дыхание никакая запись не передаст, даже сделанная в зале. Правда, с иной музыкой второй половины XX века и более поздней в концерте сложнее. Зашуршал сосед фантиком, заскрипел кто-то стулом, а тебя сомнение берет - это лишние звуки или предписанные партитурой? :))
В Израиле публика тоже хороша. Известен рассказ про Артура Рубинштейна, который говорил, что во всем мире люди, заболев, идут к врачу, а в Израиле они отправляются кашлять на его концерты. Или помню женщину, которая сидела позади меня, и, узнав во второй части 9-й симфонии Дворжака знакомый мотивчик, запела чуть ли не в голос в унисон с английским рожком.
Повторения в концертах слышал несколько раз. Однажды Баренбойм, явно не доучив со сборным ансамблем Иерусалимского камерного фестиваля пьесу Булеза, повторил ее второй раз, якобы для лучшего усвоения. И второй раз звучало намного лучше. Мне больше нравится, как делает Мета: он демонстрирует сначала с пояснениями ключевые фрагменты непривычной для публики пьесы, а потом играет ее целиком.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 09:59 pm (UTC)
Виктор, я отнюдь не говорю, что записи предпочитаю концертам. Да вы, наверное, так и не думаете. Ходить на концерты очень люблю, хотя, как вы, опять же, справедливо, замечаете, значительная часть интересующей меня музыки в них не представлена, а в записях - сколько угодно. С повторением мне очень понравилось. А что касается фрагментов с комментариями, так на моей памяти дважды делал Лазарев, и это было просто чудесно (почему же, думалось, он не сделал преамбулы такой же изюминкой своих концертов, как Рождественский, - не хуже получилось бы!), но потом почему-то перестал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vict_or
2011-10-08 10:05 pm (UTC)
Да, я знаю, что Вы музыку любите "всегда и везде". Причем в больших количествах :) Рождественский как раз ограничивался вступительными словами. Причем иногда долго-долго, но артистично рассказывал о чем-нибудь, заставлявшем публику покатываться от хохота, а потом говорил: "Но к исполняемому сегодня произведению это не имеет никакого отношения".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-08 10:24 pm (UTC)
Да-да-да, мы об этом вспоминали ровно вчера. Мама моего друга, тоже пришедшая на концерт, несколько удивлялась вступительному слову Юровского, сказавшего несколько слов о Вариациях, - самому факту. На это я сказал, что он говорил исключительно о музыке, тогда как Рождественский - и это было бы по-своему тоже прекрасно - сказал бы примерно так: "В XII веке Шерлок Холмс нарисовал картину Ван Гога. Казалось бы, что общего между XII веком, Шерлоком Холмсом и Ван Гогом? Вроде бы ничего, но одна редкая картина, которую я нашел в одном никому не известном городке во Франции..." А как следовало закончить, вы уже написали выше!
(Reply) (Parent) (Thread)