?

Log in

No account? Create an account
Чья это музыка? (Слушал 8-13.10.2011) - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Чья это музыка? (Слушал 8-13.10.2011) [Oct. 14th, 2011|04:31 am]
Маленький Моцарт
[Tags|, , , , ]

Жаль, что почти никогда нет возможности чистого эксперимента - послушать музыку, осознать свое к ней отношение и лишь потом узнать имя автора. Одним из редких в моей жизни таких экспериментов был случай с кассетой, которую мне дала Маша Б. Там было надписано "Брамс", но даже при своем тогдашнем музыкальном невежестве я сразу понял, что это не Брамс. Кто именно это был, установить не удалось, но одно место на этой кассете поразило меня крайне: после какой-то невнятной, как мне тогда показалось, музыки, звучавшей вначале, началась следующая часть, и у меня чуть не вылезли глаза из орбит. Это была самая прекрасная музыка на свете (пишу - и сразу хочется переслушать), которой я не знал в сознательной жизни, но у меня сразу было ощущение, будто я ее слышал то ли в утробе матери, то ли в прежней жизни.

Примерно через год удалось выяснить, что это была вторая часть Первой скрипичной сонаты Прокофьева (послушайте! - особенно начиная с отметки 1.03, на которой меня и накрыло в свое время).

Андриссен. Письма к Вермееру, сцена 4
Чин. Cantatrix Sopranica (2 раза)
Харви. Sprechgesang (2 раза)
Фуррер. Recitativo (2 раза)
Апергис. Babil (2 раза)
Прокофьев. Обручение в монастыре, Третья симфония (2 раза)
Моцарт. Квинтет для ф-но и духовых, Первый фортепианный квартет
The Kinks. Избранные песни
The Divine Comedy. Fanfare for the music muse
Малер. Первая симфония
Линдберг. Фортепианный концерт
Гаврилин. Немецкие тетради
Дебюсси. Khamma (2 раза)
Ван Кейлен. Tympan (2 раза)
Тактакишвили. Поэма
Габичвадзе. Скерцо и Воспоминание
Караев. 6 прелюдий
Вайнберг. Соната #5

О невозможности "чистого эксперимента" я написал, слушая второй диск из серии "Антология фортепианной музыки России", появившийся у меня благодаря Асе Корепановой. Она исполняет на этом диске Пятую сонату Вайнберга, а до того там звучит музыка трех других композиторов. Я внимательно ее слушал, делая паузы между сочинениями, чтобы они не сливались в моем восприятии, и тем не менее большой разницы между тремя авторами не видел (хотя и люблю у Караева скрипичный концерт). Соната Вайнберга с первой же секунды зазвучала как музыка из другого мира; саму сонату я слышал очень давно и опознать, скорее всего, не мог, но я знал имя автора, которого очень люблю. В этом ли дело? В том ли, что это музыка действительно другого уровня, чем звучавшая прежде? Не знаю, но разница, как мне показалось, огромная. Сейчас допишу и буду слушать этот диск дальше - остались Шнитке, Полторацкий и Бабаджанян.

"Немецкие тетради" Гаврилина вполне понравились, но, как показалось при первом прослушивании, в них все же нет той уникальности, того своеобразия, какими отличаются его же "Русская тетрадь" и "Вечерок". "Обручение в монастыре" Прокофьева "Мелодия" переиздала в записи театра Станиславского и Немировича-Данченко 1963 года; ясно, что в поздней записи Лазарева из Большого театра оркестр звучит куда более блестяще, но все, что касается актерской игры, живости диалогов, выразительности пения, в записи 1963 года - сильнее. Не говорю уже о записи Гергиева (впрочем, стоит ее переслушать), в которой, как и в его записи "Апельсинов", означенной живости совсем мало. Притом что его запись "Огненного ангела" - само совершенство (написав это, не успел подумать о том, что по темам этой оперы написана Третья симфония, дважды упоминающаяся выше. Гениальная симфония, что сказать, потрясающая. Жаль, что она не понравилась Ладе, когда мы слушали ее в исполнении РНО и Юровского). Ван Кейлен похож на Линдберга, о котором я писал недавно, что его сочинения мне нравятся, только звучат многие из них практически одинаково...
linkReply

Comments:
[User Picture]From: tatra2000
2011-10-14 06:25 am (UTC)
А что Ладе нравится из Прокофьева?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dyrbulschir
2011-10-14 07:48 am (UTC)
БОЖЕ МОЙ! Почти все. Конечно, «Ромео и Джульетта», «Золушка». Почти все симфонии. "Семеро их", "Александр Невский". СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ПОТРЯСАЮЩИЕ! Кажется, еще слушала виолончельную сонату, понравилась.

Даже не помню, какое у меня отношение к его форпепианным концертам. Наверняка скажет Илья.

"Игрока" я слушала, как-то не особенно. А вот "Обручение..." совсем мимо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatra2000
2011-10-14 07:51 am (UTC)
Надо же как много.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dyrbulschir
2011-10-14 07:58 am (UTC)
Как можно не любить Прокофьева? Он же, как это, "последний мелодист" XX века. Что тебя удивляет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatra2000
2011-10-14 08:04 am (UTC)
Ох. Илья знает, что очень даже можно, я ему всю плешь уже проела.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dyrbulschir
2011-10-14 08:13 am (UTC)
О! Бывает:) Любим мы тебя не за это:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatra2000
2011-10-14 08:24 am (UTC)
Это было бы странно :))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-15 03:37 pm (UTC)

Лада и Прокофьев

Лада, кажется, не совсем точно вспомнила список того, что помнит и любит у Прокофьева. "Семеро их" - очень редкая вещь, у меня ее даже на CD нет, живьем она исполнялась только раз на моей памяти. Лада ее не слышала, она имела в виду "Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным" - в общем, не шедевр. В тот же апрельский вечер 2003 года мы слушали Третий фортепианный концерт и Пятую симфонию, они оба нам понравились. "Ромео и Джульетту" Лада, кажется, знала и любила еще до нашей встречи, после нее узнала и полюбила скрипичные сонаты (как их можно не любить - не знаю, хотя и понимаю всю ущербность таких высказываний). Дома Лада наверняка слышала Первую симфонию, мб Первый и Второй фортепианные концерты, насчет скрипичных не уверен. В апреле 2004 года мы с ней (и с Варей!) слушали в исполнении Гергиева Вторую и Третью симфонии - кажется, нам понравилось. Кстати, об этом факте мы совершенно забыли, когда слушали ее позже у Юровского и когда Лада призналась, что в Третью не въехала. А еще Четвертую с Лазаревым слушали! (И тоже с Варей.) И "Игрока" в Берлине, оба не были в восторге. Еще слышали однажды целый вечер его камерной музыки - Квинтет Ладе не понравился, а я как раз его люблю за непохожесть на Прокофьева и вообще на всё. В целом, могу ответственно заявить, что Лада Прокофьева любит :о)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: graf_g
2011-10-14 06:38 pm (UTC)
Я вот так и не въехал, хотя какие-то вещим вполне люблю. У меня нет внутреннего представления о Прокофьеве, нет "своего" Прокофьева. Ну и надеюсь, что "как можно не любить" вкупе с "последним мелодистом" — это не вполне серьезно сказано.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dyrbulschir
2011-10-15 02:38 am (UTC)
конечно не всерьез до конца:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-15 03:44 pm (UTC)
Мне кажется, ты его недостаточно слушал. Так, конечно, можно по многим поводам сказать, но конкретно у Прокофьева, как мне кажется, целый ряд сочинений тебе должен был бы прийтись по душе, именно настолько, чтобы у тебя появился "свой" Прокофьев (Кантата одна чего стоит, и "Здравица", и "Три апельсина", и многое другое). Я очень даже многих композиторов, которые теперь мои любимые, поначалу слушал с большим усилием - тут надо потратить время и труд, зная, что за них воздастся сторицей. Но знаю и то, какая у тебя длинная очередь на прослушивание, так что ничего не навязываю.

Ради Прокофьева, правда, я отодвинул бы на время ее в сторону, как нередко отодвигаю в сторону свой план ради наших вечеринок у Мити, ради юбилея Шнитке, да просто ради хорошей музыки, которая важнее любого плана (ради нигилизма также).

Не вполне серьезно - вероятно, не вполне, но я бы не удивился, если бы и да.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: graf_g
2011-10-15 04:36 pm (UTC)
И Кантату, и Здрав(н)ицу слушал и люблю, и тем не менее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-15 04:40 pm (UTC)
Я бы тебе подарил (любые его сочинения в любом количестве), да...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ask_a
2011-10-14 09:07 am (UTC)
Читала как поэму. Ничего не понимаю, но так написано, что хочется выучить наизусть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-15 03:46 pm (UTC)
Спасибо! Первый абзац и его хвостик, тем не менее, вроде вполне понятно написаны?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antongopko
2011-10-14 09:15 am (UTC)
Всецело разделяю ваше восхищение 3-й симфонией Прокофьева.

А гергиевская запись "Огненного ангела", по моему мнению, ПОЧТИ гениальна. Моё больное перфекционистское сознание никак не может абстрагироваться от того факта, что Лейферкус там дважды забывает текст. А в остальном - да, блестяще.

Ой, о чём это я?! Всё. Глинка, Глинка, Глинка...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: belta
2011-10-14 11:43 am (UTC)
Глинка!!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-14 11:49 am (UTC)
"Бдительность, бдительность - всегда, везде..." :о)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-15 03:51 pm (UTC)
Надо же, никогда не замечал, притом что это один из редких певцов, у которого понятны слова. Неужто забывает? И что ж они в студии не подправили? А где именно, не помните? Интересно бы переслушать. В моей личной копилке только один подобный случай, который, правда, легко извинить по причине того, что исполнители поют не на родном языке. Речь о "Катерине Измайловой", записанной итальянскими музыкантами. Помните сцену в полиции? То ли Квартальный просто напутал слова, то ли учил их по неверно написанному тексту, то ли это просто брак записи, однако поет он там следующее, завершая второй куплет словами из третьего: "А городовой всё время на посту, вёдро и ненастье... всюду соблюдать!"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antongopko
2011-10-16 11:01 am (UTC)
Да Л. вообще певец замечательный. И слова всегда понятны, и, в данном конкретном случае, ещё и просто идеальный Рупрехт - рыцарственный, благородный, любящий.

А мы вообще об одной и той же записи говорим? Я имею в виду "живую" из Маринки, выпущенную на Philips'е. Если интересно, то он там забывает текст даже трижды. Первый раз - в 1-м действии, когда Рената принуждает его помолиться вместе. Вместо "Дай увидеть" он произносит "Дай услышать" - и получается, будто не Рената подсказывает ему слова, а, наоборот, он ей.

И два раза во втором действии, - первый раз в разговоре с Ренатой. "И только мы, словно двое искушённых". Не помню, какое там слово, но уж точно не "искушённых". :) И затем в шикарном ариозо "Здесь, бесспорно, много..." вместо того, чтобы спеть "не пожелаю быть ни с какой другой женщиной", поёт "не пожелаю ммммммммм о твоём Генрихе". :)))))

Действительно, странно, что диск выпустили в таком виде.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-16 04:07 pm (UTC)
О, собрался отвечать вам, а тут Лейферкуса как раз по телевизору показывают. Его благородство видно даже когда он говорит, а не поет.

Насчет "Огненного ангела" могу только снять шляпу - я не знаю его текст настолько хорошо, чтобы подобное заметить. Переслушаю внимательнее. Да, запись из Мариинки, кроме нее, я знаю еще только одну - Неэме Ярви, и вот еще информацию нашел о такой - ныне едва ли доступной на рынке. "ммммммммм о твоём Генрихе" - это сильно! "Катерина"-то - это просто переиздание старой записи, где о корректировке речи нет, а вот "Ангел", несомненно, исполнялся под запись, и отчего уж ее было не довести до ума...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antongopko
2011-10-17 08:14 am (UTC)
Чего тут шляпу-то снимать? Я ж говорил, что это одна из самых-самых любимых моих опер. Очень сильно недооценённая, на мой взгляд.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-17 09:04 am (UTC)
Это правда, но тут дело не только в ней, а в ХХ веке вообще. Что "Дон Жуан" слывет оперой опер - более или менее общеизвестно, как общеизвестен и ряд хитовых опер XIX века. А есть ли общеизвестные великие оперы ХХ века? Возможно, "Леди Макбет", увы, по внемузыкалным причинам. А еще есть? Это не риторический вопрос.
(Reply) (Parent) (Thread)