?

Log in

No account? Create an account
О книгах - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О книгах [Oct. 27th, 2011|11:15 pm]
Маленький Моцарт
[Tags|, ]

На остановке у Савеловского вокзала сегодня впервые в жизни видел человека с книгой Фриды Вигдоровой в руках. Это была "Любимая улица", что вполне естественно - ни замечательная трилогия, ни "Мой класс" не переиздавались сто лет, а "Любимую улицу" недавно переиздали. Вероятно, это было напоминание о дне рождения юзера shoy_ - у нее в интересах Вигдорова указана. С днем рождения!

От Савеловской собирался доехать до станции Чеховской, но так зачитался книгой Мартынова "Казус. Vita nova", что с удивлением очнулся только на Боровицкой. Книг Мартынова прежде не читал, да и за эту взялся в меру случайно - и был неправ: там ряд весьма остроумных и самоироничных наблюдений. И если сама по себе идея конца времени композиторов может выглядеть сколь угодно несуразной, она становится в меру убедительной, если прислушаться к аргументации автора. Не знаю, как в самой книге "Конец времени композиторов", а в этой данная идея обоснована вполне доказательно. Читается легко и приятно.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: kantilena
2011-10-27 08:03 pm (UTC)

к аргументации автора

А мне кажется, аргументация там слабая, особенно когда она состоит в отсылке на свой композиторский опыт.
- я понял, что не могу писать так-то и так-то - невозможно писать писать так-то и так-то - все заблуждаются в том, как они пишут - наступил конец композиторов
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-27 09:56 pm (UTC)

Re: к аргументации автора

"Конец времени композиторов" не читал, а в "Казусе" такой аргументации нет. По-моему, вся ситуация со сменами композиторских поколений A, B, C, D там описана и проанализирована весьма точно. По отношению и к российским композиторам, и к зарубежным. Может быть, это всё не слишком оригинально, но некоторые места просто хочется лишний раз переписать большими буквами. Притом что к Мартынову я отношусь совершенно спокойно, поверьте. Но многие его слова подтверждает любая "Московская осень" - давно ли вы там были? К ней я как раз неравнодушен и несколько лет подряд исправно на нее ходил, но это с каждым годом всё больше и больше похоже на машину времени. Может быть, первая его книга основана на аргументации близкой к той, что приводите вы. Но не эта.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kantilena
2011-10-30 07:40 pm (UTC)

Re: к аргументации автора

Я не читала "Конец композиторов", читала "Зону Опус posth" и "Казус". Мне показалось, что аргументация и там и там примерно такого рода, с упором на его собственный композиторский опыт. Страшно смущает его возвещение об наступлении эры постмузыки и "нового сакрального пространста" (то есть "эре меня") не только как неизбежного, но и как благого.
С поколениями - тут, может быть, просто культура изменилась в целом, дело не только в исчерпании таланта. Само такое разделение на А,Б,С,Д - ничего пока не доказывает. Что в Е не появится чего-то особенного, оригинального, талантливого.
На "Московскую осень" - нет, я в Питере. У нас то же. Согласна, что все не очень здорово.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-01 11:24 am (UTC)

Re: к аргументации автора

Не могу с вами согласиться. В том числе потому, что к Мартынову относился с большим предубеждением, шум вокруг его музыки считал сильно преувеличенным, а идеи из его книг, как они долетали до меня - спекулятивными. И вдруг вижу ряд вполне здравых соображений, которые, конечно, во многом опираются на базу "А вот я...", но, во-первых, не во всем, а во-вторых - с большой долей самоиронии. В-третьих, насчет поколения Е Мартынов как раз и пишет, что возлагает на него большие надежды. В-четвертых, и про многих представителей поколения С он говорит, что те пошли наперекор общей тенденции, начиная с Ивана Соколова.

В-пятых и в-главных, что касается его соображений о поколении Б, которое мне гораздо ближе и роднее, чем сам Мартынов. Вполне резонным показалось следующее наблюдение. Владимир Тарнопольский, как пишет Мартынов и как я не раз слышал своими ушами, представляя относительно свежей аудитории музыку композиторов своего и/или следующих поколений, делает такое сравнение: дескать, эта музыка может показаться вам сложной, но это примерно та же сложность, что и у абстрактной живописи, к которой мы уже привыкли и которую такой уж сложной не считаем. Как резонно замечает Мартынов, странно, что Тарнопольский, дабы подчеркнуть новизну определенного рода музыки, сравнивает ее с другим родом искусства, который был нов десятки лет назад. И не странно, что при этом обстоятельстве музыка композиторов его и следующего поколений и на треть не оторвалась от заветов поколения А, насколько поколение А оторвалось от предыдущего. Всё это показалось мне вполне резонным и не таким уж очевидным.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kantilena
2011-11-06 08:44 am (UTC)

Re: к аргументации автора

Нет-нет, я не хотела сказать, что его книги несерьезны. "Опус" я внимательно прочитала, "Казус" - книга другого плана, но в общем-то тоже. Последующие, правда, читать не хочется. Меня удивляет, что свою собственную композиторскую стратегию - отсутствие прямого высказывания (как он считает), бриколлаж и прочая он находит единственно возможной и "должной" (!) в новых условиях. И ратует за то, чтобы все это поняли - считая глупым заблуждением попытки отмежеваться от этого пути, в частности попытки "авангардистов". С его критикой сегодняшнего поколения "нового авангарда" я согласна вполне. Так же как согласна с наивностью стремления сегодняшнего авагарда к намеренному выходу за пределы традиционных конвенций - это быстро создает новый тренд и унылую вторичность в рамках "авангарда". Но мартыновский принцип "не дергаться" (все равно никуда не денетесь) и безальтернативности модели "постмузыки" меня смущает.

А насчет второго. Ну а почему должен быть отрыв? Может быть, ситуация нормальная, когда культура что-то "накапливает", а не обновляет. Другое дело, что в целом действительно искусство в последнее время малопродуктивно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-06 02:08 pm (UTC)

Re: к аргументации автора

1.Рад, что мы поняли друг друга. Насчет безальтернативности и "глупого заблуждения" совершенно согласен. А особенно насчет "унылой вторичности".

2.Да нет, конечно, понятно, что взрывы такого рода, как появление примерно одновременно Стравинского, Айвза, Шёнберга, а через полвека Булеза, Лигети, Лютославского - сродни чуду и не могут программироваться заранее. Просто вправду "малопродуктивно" получается, когда поколение за поколением так или иначе варьирует последствия обоих взрывов, а нового - пока - не происходит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zadiraka
2011-10-28 02:18 pm (UTC)
Я сама сейчас читаю Вигдорову. Сначала в метро над трилогией плакала я. Потом посоветовала сотруднице - и уже она рыдала в метро над книгой.
А что, "Любимую улицу" переиздали без "Семейного счастья"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-01 11:27 am (UTC)

Вигдорова

Надо же, как приятно! О книгах Вигдоровой, увы, знает сравнительно мало народу. Заметно меньше, чем о трилогии Бруштейн, например. Мне очень повезло, в моей семье и Бруштейн, и Вигдорову всегда очень почитали, и книги дома были. А как трилогия попала в руки тебе? Не знаю, сколько раз я ее читал, но недавно наткнулся на ее текст в интернете и сперва прочел от начала до конца, теперь читаю части в обратном порядке, хочу потом и "Мой класс" перечитать. А "Любимая улица" была под одной обложкой с "Семейным счастьем", конечно!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zadiraka
2011-11-02 08:05 am (UTC)

Re: Вигдорова

Просто в ЖЖ ссылка проскочила. Скачала всё и читаю.
Мне и правда странно, что эти книги так несправедливо забыты. Ведь она пишет потрясающим языком!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-02 08:08 am (UTC)

Re: Вигдорова

Да-да, мне тоже. Перечитываю и удивляюсь многим тонкостям, которых не замечал раньше. А "Дорога уходит в даль" Бруштейн ты читала? Между ними, по-моему, много общего, и не только потому что обе - трилогии. "Дорогу" сегодня лучше помнят, ее переиздавали не раз. А Вигдоровой переиздали только те две повести, - замечательные, но не лучшие - книга же ее о воспитании, если не ошибаюсь, вообще не опубликована.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zadiraka
2011-11-02 01:52 pm (UTC)

Re: Вигдорова

Мне трилогия больше нравится у Вигдоровой, берет за душу, не чета современной литературе.
Бруштейн не читала, но после твоей рекомендации обязательно прочту :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-03 08:22 am (UTC)

Re: Вигдорова

Прочти непременно, я уверен, что трилогия Вигдоровой в каком-то смысле вышла именно из нее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zadiraka
2011-11-03 02:34 pm (UTC)

Re: Вигдорова

Я по следам трилогии ещё и Макаренко собираюсь почитать, что уж там.
Я, кстати, когда читала "Дорога в жизнь" ещё не знала, что это трилогия - случайно начала читать именно её первой. А заканчивается она так печально, что начав читать "Это мой дом" очень обрадовалась, что есть продолжение. А "Моя любимая улица" - тоже ведь веточка трилогии. Не хочется расставаться с этими людьми.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-04 03:21 pm (UTC)

Re: Вигдорова

Да, присоединяюсь. Но "Черниговка", где тоже немало душераздирающих страниц, как-то так кончается, что уже и не очень жалко, что дальше ничего нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rogatkina_ezhik
2011-11-02 11:23 pm (UTC)
Илья, спасибо за пост. Если бы еще вернулись к этой теме, было бы интересно.
Мне аргументация Мартынова показалась очень серьезной: он и в спектакле говорит об этом, собственно, пересказывает зрителям наиболее интересные куски своих книг, перемежая рассказы игрой на фортепьяно.
"Дорога уходит в даль" одна из моих любимейших детских книг. Читана не раз в возрасте 8-10 лет.
А Фрида Вигдорова это героиня либеральной интеллигенции 1960-х гг., к сожалению, я не читала ее (кроме каких-то журнальных очерков, весьма обычных для того времени). Надо будет посмотреть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-02 11:40 pm (UTC)
Мб это просто совпадение, но мною трилогия Вигдоровой всегда ощущалась как своего рода "Дорога уходить в даль" нашего времени - материал совсем другой, но по духу есть что-то неуловимо общее, очень важное. Посмотрите, очень советую.

http://bookz.ru/authors/frida-vigdorova.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-02 11:41 pm (UTC)
Что касается игры Мартынова на фортепиано, по этому поводу завтра уже могу рассказать очень смешной случай, которому был свидетелем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-03 08:33 am (UTC)

Мартынов. Новая книга танцев

А случай следующий - в одной из книг Мартынова он явно мог бы занять достойное место. Два года назад был я на одном из концертов фестиваля "Московская осень". В первом отделении Иван Соколов и виолончелистка, фамилию которой не помню, играли виолончельную сонату самого Соколова и Симфонию-сонату Сидельникова. Это было совершенно упоительно, я тогда писал об этом: редко с первого прослушивания сочинение - особенно два подряд - может настолько понравиться. Во втором отделении Мартынов исполнял (возможно, впервые) свое новое сочинение "Новая книга танцев". Поскольку я не очень представлял, чего от него ждать и сколько оно может длиться, пошел на балкон. На балконе у самого выхода сидели трое вполне видных композиторов Мартыновского поколения, встретивших меня дружным смехом и риторическим вопросом "Илья, а вы почему пришли именно сюда!?" Сочинение, не слишком меняясь от начала к концу, длилось 53 минуты. На 41-й минуте, ничем не отличавшей от 1-й, двое из троих композиторов ушли.
(Reply) (Parent) (Thread)