?

Log in

No account? Create an account
Давно я не лежал в Колонном зале (Сахарный Кремль) - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Давно я не лежал в Колонном зале (Сахарный Кремль) [Jun. 12th, 2012|04:03 am]
Маленький Моцарт
[Tags|, ]
[music |Монтеверди. Коронация Поппеи]

Был на заключительном концерте VII Фестиваля симфонических оркестров мира. Впечатления двоякие. С одной стороны, оркестр Московской филармонии играл очень хорошо. Журналисты на него давно не ходят, значительная часть публики тоже исключила его из своего поля зрения, а между тем он может играть на очень высоком уровне. Только вот главным дирижером он посажен на строгую репертуарную диету, поэтому в его программах редко можно услышать что-то необычное. Сегодня как раз была такая программа:

Царь Иван Грозный. Стихира на праздник Владимирской иконы Богоматери «Вострубите трубою»
Царь Федор Алексеевич. «Достойно есть» (гармонизация Ивана Гарднера)
Милий Балакирев. «Русь», симфоническая поэма
Осип Козловский. «Гром победы, раздавайся!»
Сергей Ляпунов. «Торжественная увертюра на русские темы»
Дмитрий Бортнянский. «Коль славен наш Господь в Сионе»
Цезарь Кюи. «В честь 300-летия Дома Романовых»
Алексей Львов. «Боже, Царя храни!»
Александр Глазунов. «Коронационная кантата»
Александр Гречанинов. «Гимн свободной России»
Сергей Прокофьев. Проект гимна РСФСР (первое публичное исполнение)
Георгий Свиридов. Проект гимна СССР
Петр Чайковский. «1812 год», торжественная увертюра

На часть программы я опоздал, хотя, по словам тех, кто был с начала, она мало отличалась от того, что было дальше. Повторюсь, играли хорошо, и все же что значила эта программа в контексте всего фестиваля, фестиваля оркестров? Мы тут спорим о том, как сыграли Брукнера, Шостаковича, сравниваем впечатления, а затем по всем этим тонкостям наносится такой вот акустический, точнее, репертуарный удар. Сама идея, может быть, и любопытна, но скорее как идея: слушать такое количество патриотического мажора тяжело, более того, противоестественно. Ну до чего надо довести слушателя, например, меня, чтобы увертюра "1812 год" - не самое лучшее сочинение не самого моего любимого композитора - вызывала чувство "Ну наконец-то хорошая музыка началась"?

Но самое сильное впечатление - это двойное (в конце каждого из отделений) исполнение «Боже, Царя храни!» - значительная часть зала вставала, многие подпевали. Было бы, конечно, еще смешнее, произойди такой концерт завтра, чем бы ни обернулся день, но и накануне пресловутого марша поди пойми: это концерт происходит в каком-то другом измерении, это он отстал от времени? Или это мы с нашим маршем маргиналы, а настоящий мейнстрим вот он, с коллективным вставанием под «Боже, Царя храни!»?
linkReply