?

Log in

No account? Create an account
Бывают странные сближения - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Бывают странные сближения [Nov. 17th, 2012|11:47 am]
Маленький Моцарт
[Tags|, , ]

Особенно удивительно, когда два таких "сближения", ничем не связанные между собой, случаются одновременно. Вчера еду в метро, читаю великолепную книгу "1948 год в советской музыке", слушаю айпод. Играет рэп Силача Бамбулы, сообщающего между прочим:

Я вот недавно шел по улице,
В крови лежал человек,
Я не стал вызывать скорую,
Ведь скорее всего это был арт-проект.

Как было тут не вспомнить наш недавний поход в Третьяковку на Крымском валу, где в одном из залов современного искусства на полу лежал ничком человек без сознания. Лишь подойдя ближе, ты мог увидеть торчащую из рукава пластмассовую руку манекена, но поза у него была очень естественная, и явно не только мы приняли его за настоящего.

А в книге про 1948 год приводилось письмо одного представителя музыкальной общественности, частично ставшее основой знаменитого постановления, где среди прочего дается характеристика Стравинского как "человека, предавшего свою родину... не гнушающегося отдавать русское народное искусство на потеху верхушки капиталистического общества и для этого напяливающего на это искусство шутовские наряды".

Как было тут не вспомнить недавнюю дискуссию на фейсбуке с человеком, называющим себя "Кузя Штоштакович", который в результате дискуссии меня отфрендил. Дискуссия была о Стравинском, и меня, признаюсь, возмутили следующие слова означенного Кузи:

"Очень не нравится, прямо противно и какая-то ненависть его к нелубочному, настоящему русскому духу сквозит... Ну послушайте Мусоргского - там русское с любовью, у Чайковского русское - с любовью... А у Стравинского одно ерничанье, причем именно злобное. злой он был человек".

Теперь я наконец понял, что именно меня возмутило: "Ненависть к русскому духу, нелюбовь к русскому" - это не разговор о музыке, это хитрый способ незаметно превратить его в подобие доноса. Разумеется, нет причин Кузю назвать доносчиком, просто часто наши слова говорят куда больше, чем мы хотим сказать, тому еще год - без малого - назад была масса примеров в дискуссиях насчет Болотной.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: cleofide
2012-11-17 08:59 am (UTC)
Насчёт ненависти ИФ к "русскому духу" - это просто бред. Хоть я и не люблю его музыку, особенно заграничного периода, русский дух в ней очень даже веет. Где в "Свадебке" или в "Симфонии псалмов" пресловутая ненависть? Можно, конечно, ёрничать по поводу разухабистых частушек под гармошку (и в "Петрушке" это ёрничанье есть), но ведь русский дух ими никак не исчерпывается.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2012-11-18 06:13 pm (UTC)
Спасибо, Лариса Валентиновна!

"Сени" действительно звучат в "Петрушке" довольно разухабисто, но разве это противоречит их духу?

А "Свадебка", действительно, настолько полна русским духом, что полнее трудно себе представить, хотя прежде мне не приходило в голову так ее рассматривать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cleofide
2012-11-18 06:21 pm (UTC)
"Свадебка", как я себе представляю, была прорывом в подлинный архаический русский фольклор, без глянца цивилизации и без кучкистской поэтизации. И притом - очень авангардное сочинение. Ноно ее ценил больше, чем "Весну".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2012-11-18 10:06 pm (UTC)
1. Вновь спасибо, отлично сказано.

2. Понимаю, насколько абсурдно это удивление, и все же удивляюсь тому, что Вам не по душе Стравинский и Хиндемит, а более по душе Ноно и Шелси.
(Reply) (Parent) (Thread)