?

Log in

No account? Create an account
Вайнберг + - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вайнберг + [Dec. 14th, 2007|03:29 am]
Маленький Моцарт
[Current Location |Дома, на кухне]
[mood |Рабочее :о)]
[music |Фортепианное трио Шостаковича #2]

Лет шесть назад я впервые услышал и полюбил его виолончельный концерт. Загорелся желанием послушать всё остальное, что есть. В основном Вайнберг на CD тогда был издан фирмой Olympia. Некоторые из дисков я еще успел заказать по интернету. Вскоре Olympia приказала долго жить. Еще несколько дисков удалось найти в Москве. Чуть позже посчастливилось познакомиться с его вдовой и дочкой - пообщались хорошо, и не один раз, но у них его музыки оказалось, увы, совсем мало. Еще немного позже был концерт, где играли его квинтет - на меня произвело такое впечатление, что я написал о нем текст. Информацию для текста собирал с миру по нитке и с бору по сосенке, многого важного там явно нет, тем не менее позже оказалось, что многие пользуются этим текстом как главным источником про Вайнберга: газета "Театральный курьер" перепечатала значительную часть его безо всяких изменений, текст был подписан именем "Андрей Тальберг". Когда я после долгих попыток дозвонился до главреда, то услышал ответ, которого и ожидал: "А автор информацию из интернета брал". Помимо того, мой текст цитировался, также без ссылок, и в буклете оперы "Пассажирка", которую давали в ММДМ год назад. О Вайнберге я писал и еще несколько раз, полагая его музыку замечательной и абсолютно незаслуженно забытой. Замечательное интервью о нем любезно дал Валентин Берлинский.

За прошедшие годы что-то все же изменилось, хотя и едва ли моими усилиями. Наша "Мелодия" выпустила два его диска (в том числе с тем самым чудесным квинтетом), английская "Chandos" издала уже три диска его симфоний и вроде собирается продолжать, а немецкая "CPO" запустила полную серию его квартетов - их у Вайнберга семнадцать, и до сих пор не была записана и половина! Они собираются выпустить все, и сегодня от благородного smilga я получил первый диск этой серии, посланный мне не менее благородной mogikanka. Потрясающе. Спасибо!

Не имеющая отношения к делу статистика. В позапрошлом году я посетил 91 концерт и музыкальный спектакль. В прошлом - 103. В этом - 125, и год еще не кончился. "Где только время находит", как говорил один академик.

Update. Вспомнил вдруг, как вскоре после знакомства с семейством В. поехал навещать свою подругу детства, сломавшую ногу, и с горящими глазами ей об этом знакомстве рассказывал. Она отреагировала с довольно-таки сильным непониманием, мы даже потом несколькими большими электронными письмами обменялись на эту тему. Она писала, что в ее картину мира подобные знакомства вписываются плохо и что она плохо понимает, как можно находить время на столь отвлеченные вещи. Я отвечал, что для меня это вещи не отвлеченные, а очень даже важные и что я был бы рад конвертировать это в какое-то серьезное дело, только не знаю пока, как именно. Надеюсь, у меня немножко получилось.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: dyrbulschir
2007-12-14 12:41 am (UTC)
ссылка для тех, кто понимает!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 12:59 am (UTC)
Ага. Кстати, в книге этой прекрасной фразы нет, в фильме только. Вот бы еще и книгу эту как-нибудь в массы двинуть... задача даже посложнее, чем с Вайнбергом, увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_blinov
2007-12-14 01:01 am (UTC)
А еще буквально недавно Наксос выпустил виолончельные сонаты. Очень хорошая запись!

http://www.naxos.com/catalogue/item.asp?item_code=BIS-CD-1648
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 01:06 am (UTC)
Спасибо за уточнение! Не Наксос, а BIS, простите за занудство :о) да, стоило упомянуть, просто был старый диск, где сонаты играет Алла Васильева с автором, который мне посчастливилось раздобыть, потому-то этот меня и не обрадовал так сильно, как мог бы. Нет, если перечислять все релизы последнего времени, то и еще пара наберется - например, скрипичные сонаты с Колей Блахером и, кажется, еще одно исполнение виолончельных.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kto_to2
2007-12-14 01:29 am (UTC)
а что она подразумевала под не отвлеченными вещами? вроде это напрямую связано с твоей работой
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 01:36 am (UTC)
Тут как раз всё просто - тогда это не было моей работой, но через полгода ситуация начала меняться, а через полтора и совсем изменилась!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nikitakoshkin
2007-12-14 01:47 am (UTC)
Надо же, как интересно! Я и не знал, что Вайнберг так много написал. Думал, он в основном в кино работал. Да тут ещё, как выяснилось, у него и для мультфильмов музыка есть (мы дисков накупили для Константина, вот там я и увидел). Но с детства музыка к "Последнему дюйму" - это было любимое. Уж как мы с братов распевали: "Тяжёлым басом гремит фугас, ударил фонтан огня..." А из его других сочинений я слышал только камерную симфонию (не знаю, сколько их у него, и как он их обозначал). Это было на грампластинке ещё. Там был Вайнберг, Борис Чайковский, ещё кто-то, не помню... а оказывается, у Вайнберга симфоний куча, квартеты, оперы... Эх, послушать бы!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 02:13 am (UTC)
"Тяжелым басом гремит фугас", равно как и "Хорошо живет на свете Винни-Пух", - шедевры, несомненно. Камерных симфоний, кажется, четыре. Они все записаны, их услышать можно. Можно услышать и крупных симфоний примерно половину. Вот и квартетов полный цикл обещают. С операми хуже, в смысле безнадежнее. Был, правда, слух о том, что в Брно записали "Портрет", но он пока не подтвердился. Всё это, разумеется, неодинакового уровня, но и среди симфоний, и среди квартетов есть просто чудесные. И квинтет фортепианный отличный.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nataschele
2007-12-14 06:12 pm (UTC)
125 - с ума сойти! И правда -когда? Надо и мне статистикой озаботиться любопытства ради )
"Тяжелым басом гремит фугас" тоже любим в экспедиции затянуть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 08:32 pm (UTC)
Вы, надеюсь, поверите, что оные цифры я запостил не ради кокетства, а, напротив, из чувства искреннего удивления, ибо сам не понимаю, как это так выходит. Тут надо иметь в виду, во-первых, что ресурсы восприятия истощаются, и я уж не способен, как раньше, ходить на концерты семь дней в неделю - больше трех воспринимаю с трудом, если только это не такая неделя, как была в конце ноября, когда и "Посвящение Олегу Кагану" закрывается, и абонемент Рождественского стартует, и что-то еще есть обязательное - ну разве можно не пойти на Лубоцкого, который играет Шнитке!? Во-вторых, уходящий год так сложился, что мне довелось чаще прежнего ездить на фестивали и тому подобное, где не ходить на все возможные мероприятия просто глупо. Отсюда и 125.

Впрочем, простых объяснений здесь искать не стоит. Этим летом, работая в двух газетах, я писал в каждую из них больше, чем когда работал в одной. Тоже не знаю, почему. Как-то вышло так. Может, по совокупности моих разнонаправленных усилий иррациональным образом теперь и появляются новые диски Вайнберга (подумалось вдруг)!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aklyon
2007-12-15 10:35 am (UTC)
Сколько слушал Вайнберга - ну никак не мог отделаться от чувства "пристутствия тени Шостаковича", даже слово "клон" пронеслось у меня на кончике языка. Я, может быть, чего-нибудь не понимаю и чего-то не слышу, но для меня это "пока" не самостоятельная музыка. Не знаю...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-15 11:49 am (UTC)
По этому поводу исчерпывающе высказался Валентин Александрович Берлинский. Сходи по ссылке. Потом, я не говорю про всё подряд, но есть бесспорные, на мой вкус, шедевры - Виолончельный концерт, Фортепианный квинтет, Шестая симфония, некоторые квартеты. Да, без тени Шостаковича там не обошлось, но по этому поводу исчерпывающе высказался...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nnnkv
2007-12-15 10:35 pm (UTC)
Я постоянно встречаю рассуждения о влиянии Шостаковича на Вайнберга, но мне это влияние всегда казалось преувеличенным. Музыка Вайнберга все же чрезвычайно узнаваема, в любом сочинении, даже в музыке к "каникулам Бонифация", например. Совершенно специфическая интонация, другая, чем у Шостаковича, и жесткая воля, особенно удивительная для маленького, похожего на горбуна человека с большим добрым лицом.
Я хорошо помню, как на одном из заседаний "московского молодежного музыкального клуба" (в присутствии самого М.С.) Григорий Фрид сказал: "конечно, Шостакович повлиял на Вайнберга; но ведь и Вайнберг повлиял на Шостаковича!" Мне вот кажется, что поздний Шостакович, особенно Альтовая соната - это в очень большой степени влияние Вайнберга.
Берлинский рассказывает про "только два исполнения" цикла "Три пальмы". Я был на таком исполнении (возможно, первом); было это, насколько я помню, в 1981 году, в Малом зале; на сцене был, действительно, квартет Бородина, но мне явственно помнится, что пела тогда отнюдь не Людмила Белобрагина, а Галина Писаренко. Где-то в Москве у меня сохранилась программка того концерта. Там еще был тот самый фортепианный квинтет, и только что написанный 16-й квартет (видимо, премьера). Тогда я впервые услышал музыку Вайнберга и увидел его самого, он играл фортепианную партию квинтета. Я много про него слышал до этого; дело в том, что моя мама, в то время известный в Москве врач, лечила М.С. со второй половины 70-х годов, и, в сущности, спасла его тогда, у него были очень серьезные проблемы со здоровьем. В общем, она его подлечила, потом направила к крупнейшему специалисту в этой области медицины (М.Х.Левитану), и он прожил еще много лет (и пережил мою маму).
Я очень хорошо помню свое впечатление от музыки, особенно от квартета. Ну, я тогда был школьником, музыкой интересовался, но подобное слышал впервые, и квартет был для меня, мягко говоря, сложноват; но меня хватило на то, чтобы почувствовать, насколько все это содержательно, хотя и совсем не понятно. Вероятно, это впечатление сильно повлияло на мое отношение к музыке вообще; в сущности, это было одно из сильнейших художественных впечатлений в жизни.
Через несколько лет, где-то в конце 80-х годов, я сказал об этом самому Вайнбергу; он, как обычно, смущенно улыбнулся и поблагодарил. Я сказал: "ну, понимаете, вот до этого момента я слушал музыку, но только какую-нибудь... простую для понимания, Шопена там например, а вот после..." Тут М.С. совершенно неожиданно оживился, остро посмотрел на меня и очень энергично, даже резко, сказал, со своим польским акцентом: "нет, вы знаете... Шопен - это совсем, совсем не просто". Меня тогда совершенно поразила эта внезапная, секундная вспышка энергии, по столь мелкому поводу.
Он, действительно, очень не любил говорить о войне (и я помню, как резко на том заседании МММК Фрид обрывал каждого, кто пытался задать вопрос об этом), но однажды рассказал про эвакуацию в Ташкент (он говорил "убежал"). О тюрьме он не говорил никогда (и я, собственно, ничего не знал об этом, пока не прочел в интернете, кажется, на сайте Иена Макдональда).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-15 11:19 pm (UTC)
Спасибо!!! Подробно ответить сейчас не успеваю, а коротко - самый дорогой отзыв, какой только может быть!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vict_or
2007-12-16 08:21 pm (UTC)
Я писал о Вайнберге в израильских "Вестях" к 90-летию со дня его рождения и общался тогда с его первой женой, Натальей Соломоновной Михоэлс, которая тоже живет здесь. К сожалению, в компьютере у меня этот текст погиб, а в бумажном виде тоже не сохранился. Надо будет посмотреть, может, в архиве самой газеты он сохранился. Если найду, то пришлю. Или выложу.
Безусловно, "шостаковичезависимость" Вайнберга сильно преувеличена. Даже в 12-й симфонии, посвященной памяти ДД и написанной вскоре после его смерти, Вайнберг остается самим собой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-25 01:25 am (UTC)
Именно так. Как раз недавно ее переслушивал. Ценно, кстати, что в этой симфонии цитат из Д.Д., если не ошибаюсь, нет. А, например, в 7-й есть явная аллюзия на "пляску смерти" из Фортепианного трио. Но тоже не цитата отнюдь, а реминисценция столь тонкая, что могла удаться лишь человеку, крайней близкому Д.Д. по духу, а не подражателю и так далее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vict_or
2007-12-16 08:47 pm (UTC)
Одна поправка к Вашей биографической справке к интервью с Берлинским. В 1939 году Вайнберг не "уехал", а буквально бежал в СССР от наступающих немецких войск.
Между прочим, тот же Борис Александрович Чайковский пересказывал мне повесть Вайнберга, как тот из Мечислава стал Моисеем. Будто бы офицер, который оформлял ему документы, спросил его: "Ты еврей? Так почему же Мечислав? Будешь Моисеем". Правда, Наталья Соломоновна уже здесь мне скептически сказала: "Это Метек уже позднее придумал. Я от него ничего подобного не слышала". Тем не менее, они все называли его именно Метеком, что скорее от Мечислава, чем от Моисея...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-25 01:28 am (UTC)
Всю эту историю о пограничнике я слышал и от Ольги Юльевны. Гораздо позже, чуть ли не у вас в журнале, некий юзер - среди ваших френдов он(а) наверняка есть - довольно-таки безапелляционно писал мне, что Вайнберг - Моисей, и всё тут, а доказывать очевидное он(а) не собирается за отсутствием лишнего времени. А легенда о Мечиславе, мол, это лишь во избежание неудобного в СССР имени "Моисей".

Но откуда, вправду, "Метек"-то тогда?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)