?

Log in

No account? Create an account
О V Фестивале симфонических оркестров мира-3 - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О V Фестивале симфонических оркестров мира-3 [Jun. 10th, 2010|09:23 am]
Маленький Моцарт
[Tags|, , ]

Ровно три месяца назад, 9 марта, в Большом зале консерватории сыграли Концерт для альта и виолончели с оркестром Алексея Рыбникова (мировая премьера, солисты Юрий Башмет и Борис Андрианов, дирижер Александр Сладковский). По этому поводу я написал тогда следующее:
После Шестой симфонии, исполнявшейся полтора года назад на Фестивале симфонических оркестров мира, я не ждал ничего особенно хорошего - и был рад ошибиться. Нет, язык Рыбникова не изменился кардинальным образом, но приятно послушать музыку, написанную от души, без ложного пафоса, не навязывающую тебе образного ряда "вот хорошие, вот плохие, а вот опять хорошие". Да, где-то слышен Шостакович, где-то Борис Чайковский, и самая первая аккордовая последовательность напоминает всё на свете... однако сочинение не раздражает, и даже хочется его переслушать повнимательнее. Хотя каковы его шансы стать репертуарным... если бы знать. Не менее интересный вопрос - насколько мог бы этот концерт представлять за рубежом "современную российскую музыку". Скажем, представить себе исполнение оного концерта в Зальцбурге довольно трудно.
Вот что ответил на это nikitakoshkin:

Аффтару после таких слов хоть с десятого этажа вниз, хоть в петлю...

Судя по концерту в Колонном зале Дома союзов, состоявшемуся минувшим вечером, у Рыбникова нет никаких причин ни для петли, ни для прыжка с десятого этажа. Овации по окончании его Пятой симфонии "Воскрешение мертвых" были такие, будто на сцене присутствовали Яша Хейфец, Лучано Паваротти и Адриано Челентано. Публика поднялась на ноги уже на второй минуте аплодисментов. Такого не было ни на одном из предыдущих вечеров фестиваля - даже на позавчерашнем, где Сеульский филармонический оркестр отыграл, возможно, лучший симфонический концерт нынешнего московского сезона.

У меня же по завершении этого 57-минутного полотна в голове вертелось лишь слово "безобразие".

Во-первых, это, конечно, не симфония; это довольно-таки хаотичная нарезка разнохарактерных эпизодов без явной драматургии. Шестая симфония Рыбникова, которую играли на этом же фестивале два года назад, по крайней мере обладала некоторой формой, там были на своих местах "экспозиция", "скерцо", "финал" и прочие вещи, которые полагаются уважающей себя симфонии. Так казалось сейчас, при прослушивании Пятой, хотя вот что я нахожу в своих тогдашних записях о Шестой: "Чередование эпизодов разных, но где логика, где драматургия? У Хенце это более новыми средствами, у А.Р. более старыми, но логики ни там, ни там нет". В Пятой симфонии ее нет тем более.

Зато, во-вторых, там гораздо больше многозначительности и пафоса. Четыре языка! Три солиста! Два хора! Добавочная группа медных, играющая из-за сцены! Точно ли нельзя было без нее обойтись? А без второго хора? "Жив Господь", - громко поет хор в мажоре и тихо повторяет в миноре. Бац - ни с того ни с сего вдруг барабанная дробь, этакий злой марш, как в середине первой части еще одной Пятой симфонии - Шостаковича. Странно было в ту минуту подумать, что накануне на этой же сцене играли сочинение кореянки Ынсук Чин: не в том дело, хороший она композитор или плохой, но ученица Лигети, чью музыку играет, например, Ensemble Intercontemporain, по отношению к автору данной симфонии не то что не коллега, а просто представитель другой вселенной. Особенно, конечно, примечательно, что Рыбникова играли ровно через день после выступления корейцев: этот азиатский коллектив продемонстрировал абсолютно европейское качество игры, отношение к репертуару, вообще всё. Наши же российские силы показали музыкальный аналог "Утомленных солнцем"-2. Вот вам и программная политика фестиваля.

В-третьих, те места этой симфонии, которые помимо многозначительности обладали хоть какой-то музыкальностью, мелодичностью и так далее, были до ужаса банальны. И случайны, необязательны: вот заиграли тихо струнные, вот первая скрипка солирует, а не стань она солировать - что бы изменилось? Это не музыка, а "как бы музыка" - как у митрополита Илариона; да, я понимаю разницу между ним и Рыбниковым, но речь не о лучших достижениях Рыбникова в театре и кино, а о конкретном сочинении. "Шехеразада" Римского-Корсакова, неважно исполненная в первом отделении, и то звучала стократ свежее - это музыка живая, а Пятая симфония Рыбникова, по-моему, музыка изначально мертвая. И очень кстати нашелся фрагмент из недавнего интервью с автором:
Ваша Пятая симфония «Воскрешение из мертвых» соседствует с хитом — «Шехеразадой» Римского-Корсакова. Комфортно ли ей будет?

Это традиция, и не только на нашем фестивале, но и во всем мире — чтобы рядом с классикой звучали новые сочинения. Музыка — не музей древностей, она живет, развивается. Два года назад на фестивале оркестров состоялась мировая премьера моей Шестой симфонии. Дирижировал ею Гергиев.
По поводу Шестой симфонии, кстати, замечательно сегодня сказал один человек, выходя из зала: "Через пару лет, наверное, на этом фестивале соберутся сыграть и Четвертую его симфонию. А еще через пару, глядишь, и Третью..." "И в итоге самой достойной из них окажется Первая", - предположил я. Почему нет!

В-четвертых, как известно, нынешний Фестиваль оркестров мира имеет азиатский уклон: на него приехали оркестры из Китая, Турции, Индии, Южной Кореи. Как говорил в первый вечер еще один умный человек, это более логично, чем кажется, поскольку Россия - тоже Азия. Тогда мне это показалось голой идеей, сегодня я увидел ее живое подтверждение: на сцене творился какой-то "музыкальный туркменбашизм", по своей идее более близкий к 75-метровой статуе Ленина, к гладиаторским боям, к первомайским демонстрациям, к чему-то архаичному, ритуальному, нежели к исполнению современного - формально - сочинения.

В-пятых, меня поразила "презумпция гениальности": я не ждал большой радости от этого вечера, но и такого ужаса не ждал. Коротко говоря, мне было интересно. Однако большинство публики, как оказалось, заранее уверено в том, что всё будет гениально. Жаль, что у нас не принято кричать "бу". Зато если финал громкий - аплодисменты обеспечены. Вроде бы глупо говорить "публика - дура". Однако среди умных людей многие разделяют этот тезис, так что есть о чем подумать. Кстати, подобные полотна каждый год пачками исполняются на "Московской осени" при пустых залах. И никто не стоит на ушах. А тут - как же - фестиваль ко Дню России - в Колонном зале - да еще Рыбников - когда б вы знали, из какого сора! И многие ведь ушли - одни разочарованные, другие обнадеженные - со впечатлением, что такова и есть современная музыка!

В-шестых, на этот концерт случайным ветром занесло нашу близкую подругу, с которой у нас полностью совпали впечатления. Примечательно это потому, что наши музыкальные вкусы не слишком совпадают. Едва ли она в жизни слышала Лигети или Булеза. Того, что для меня очевидным образом попадает в категорию "современная музыка", в ее ассоциативном кругу практически нет. Да и вообще от этого мира она достаточно далека - несколько раз в сезон бывает на вполне мейнстримных концертах, на Башмете там. Кроме того, она человек религиозный и могла вполне серьезно отнестись к "Жив Господь" и так далее. Однако, повторяю, наши впечатления совпали настолько, что мы оба удивились.

А Мацуеву дали Государственную премию.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: xfqybr
2010-06-11 02:00 pm (UTC)
А, ну это да. Противоположное общее место.
(Reply) (Parent) (Thread)