?

Log in

No account? Create an account
Юровский и Musica Viva (Слушал 1-7.10.2011) - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Юровский и Musica Viva (Слушал 1-7.10.2011) [Oct. 8th, 2011|03:03 pm]
Маленький Моцарт
[Tags|, , , ]
[music |Ария Илюмжинова]

Был бы рад написать, что вчерашний концерт Musica Viva с Владимиром Юровским многократно превзошел всё, что за неделю я слушал в записи, но это не вполне так. Притом что концерт был очень хорош и во многом оправдал мои ожидания его как одного из Главных Концертов Сезона. Ну а как же иначе? Юровский - чудесный дирижер. Все его концерты в Москве, начиная с первого в 2002 году, помню до единого (не считая пары пропущенных, да и программы тех помню), и то же наверняка могли бы сказать и все, кто на них был. Конечно, жаль, что не продолжилось его сотрудничество с РНО - вместе они делали чудесные программы, а от репертуарной смелости Юровского до сих пор кружится голова: кто еще "посмеет" играть в Москве оркестровую программу из Пярта и Цемлинского, например? Потом был ПОТРЯСАЮЩИЙ концерт с оркестром Большого театра - на данный момент оставшийся единственным. Имя Юровского называют среди тех, кого хотели бы видеть во главе Госоркестра, но, боюсь, это слишком уже блестящий и потому несбыточный вариант. С февраля прошлого года он не выступал в Москве, и как было не ждать многого от его дебюта с лучшим столичным камерным оркестром, да еще с программой из Баха, Веберна, Баха-Веберна и Онеггера? Вы вообще давно слышали в Москве симфонии Онеггера? Я с весны 2003 года нет.

Сам концерт в целом не обманул ожиданий. Не скажу, что Третий Бранденбургский концерт, открывший вечер, был сыгран блестяще, но сама идея начинать с Баха, с дирижером за клавесином, вполне грела душу. Зато продолжение первого отделения было на пять с плюсом! Вступительное слово Юровского к Вариациям Веберна, сами Вариации, идея повторить их еще раз (никогда сам такого не видел, только слышал о том, как исполнители играли то или иное сочинение два раза подряд, стремясь приобщить к нему публику - и как же это правильно!!!) и завершить Ричеркаром Баха-Веберна (хотя и со странными замедлениями) - всё это было просто великолепно.

Очень мне понравилось и второе отделение, хотя не удивлен, что тем, кого я привел на концерт, в основном больше понравилось первое. Виолончельный концерт Онеггера - может быть, не очень глубокая, но исключительно изящная вещь, и даже странно, что его так редко играют: помню еще одно исполнение, тоже Рудиным, шесть лет назад. В этом сезоне, правда, ожидается еще одно... Из симфоний Онеггера Четвертая, опять же, может быть, не самая глубокая, - Третья и Пятая покруче будут - но "киномузыкой", как мой друг, я бы и близко ее не назвал. Может быть, средняя часть немного провисла, но крайние мне понравились очень, особенно последняя. Не знаю имени фаготиста, но он творил настоящие чудеса.

Кто творил чудеса, но в обратном смысле, так это публика. Написав полтысячи заметок о московских концертах, я много раз собирался хотя бы абзац посвятить нашей публике и ее поведению, и всегда жалел места. Не буду и сейчас подробно писать о том, чем отличается (мало чем) поведение неофитов от поведения завсегдатаев. О том, как любят у нас во время музыки развернуть шоколадку, принять таблетку, ответить на СМС, потрещать с соседом. Как бегут в буфет, или гардероб, не дожидаясь, пока исполнители уйдут со сцены. И все же, казалось бы, на на программе с Веберном и Онеггером не должно быть слишком много случайных людей. Однако, как только отзвучал последний аккорд, в гардероб ринулась, наверное, половина зала. Остальная стойко сидела на местах и хлопала. Зная Юровского, уверен, что у него был припасен какой-нибудь изысканный и неожиданный бис. Но какой же бис, когда ползала рвануло с мест, будто по команде?

Остается повторить слова Леонида Десятникова: "Как форма непосредственного совместного переживания концерт, конечно, не существует. Видимо, мы пали жертвой неумолимого развития новых технологий. В свете студийной записи никакой концерт не может считаться полноценным, если вы слышите кашель, шуршание программок, звонки мобильных телефонов и т. д. - какому бы то ни было катарсису это способствовать не может. Концерты нужны лишь при условии, что публики не очень много и она ведет себя идеально, но так почти не бывает" - и переслушать Онеггера дома, что мы с удовольствием и сделали несколько раз.

Нанкарроу. Этюды, Танго, Токката, Сарабанда и Скерцо, Пьеса для маленького оркестра #2, Трио для кларнета, фагота и ф-но
Уолтон. Струнные квартеты
Кеттинг Отто. Trajecten (2 раза)
Губайдулина. Всадник на белом коне (3 раза)
ван дер Аа. Spaces of Blank (2 раза)
Keuris. Antologia (2 раза)
Mayke Nas. No reason to panic (3 раза)
The Kinks. Избранные песни
Барток. Пятый и четвертый квартеты
Tin Machine. Второй альбом
Ростропович. Бах/Зилоти, Фрескобальди, Марчелло/Бах, Бах/Кодай, Гендель, Сен-Санс, Рейнбергер, Louis de Caix d'Hervelois (сборник)
Черепнин А. Фортепианные концерты 2, 4, 6
The Divine Comedy. Избранные песни
Ксенакис. Synaphai, Aroura, Antikhthon
Шенберг. Вторая камерная симфония (2 раза), Ночь просветленная
Тох. Китайская флейта, 5 пьес для духовых и ударных, Эгон и Эмилия, Квартет для духовых и альта (все - 2 раза)
Premiata Forneria Marconi. Улисс
Ынсук Чин. Cantatrix Sopranica (2 раза)
Избранные номера и сцены из оперы "Муаммар Каддафи - суперстар"
Онеггер. Четвертая симфония (2 раза), Виолончельный концерт (3 раза)
Дютийе. Вторая симфония, Метаболы
Щедрин. Sotto Voce (скерцо и финал)

Слушал на концерте:
Бах. Третий Бранденбургский концерт
Веберн. Вариации для оркестра (дважды)
Бах-Веберн. Ричеркар из "Музыкального приношения"
Онеггер. Виолончельный концерт, Четвертая симфония

Пара слов о прочем, послушанном за неделю. Вторая камерная симфония Шенберга, по-своему хороша, но неудивительно, что Первую играют и записывают куда чаще. Первая - прорыв, открытие иных планет, новое слово. Вторая - просто хорошая музыка, что тоже много, но такого же ошеломления не производит. Фортепианные концерты Черепнина (купил их потому, что однажды слышал один из них по "Орфею" и период определил быстро, но автора угадать не смог) не то чтобы блестящи, и все же жаль, что их не играют и едва ли будут: хотя фортепианных концертов в природе куда больше, чем скрипичных и виолончельных, но играют-то среди них одни и те же, а из ХХ века совсем узкий набор. Не буду сейчас смотреть, в какие точно годы они были написаны, но по ощущению это более чем добротная музыка первой трети столетия, ярко оркестрованная, не слишком попсовая, и отчего бы их иногда не играть... Диск Тоха хорош весь - подробнее пока сказать затрудняюсь, но послушал два раза подряд с удовольствием. У Дютийе по-своему хорошо вообще всё, что я слышал.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: paslen
2011-10-09 12:21 pm (UTC)
вот на Юровском между частями не хлопали, что и позволило ввести в себя в заблуждение
а потом глубоко разочароваться. Но, Илюш, мне кажется, что бисы после такой программы проблематичны сами по себе
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-09 09:10 pm (UTC)
Ну уж глубоко... судя по твоему посту, на который я постараюсь ответить подробнее, тебе просто почему-то не понравилась симфония Онеггера, но мне кажется странным писать о ней так, будто она кому-то чем-то обязана. Что касается бисов, то на месте Юровского я бы обязательно их заготовил, но даже их возможная "проблематичность" - не повод валить из зала, их не дождавшись. Разве нет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paslen
2011-10-09 09:21 pm (UTC)
могу отвечать лишь за себя - я ухожу только когда оркестранты начинают расходиться - правило у меня такое; Онеггер мне, как раз, понравился, он принадлежит к тому типу модерна и времени модернизма, который я больше всего люблю. Я романы такие стараюсь писать как Онеггер писал симфонии, дело не в Онеггере, но во всех составляющих, которые на мой вкус, на этот раз не сложились. Хотя, возможно, кому-то могут нравиться и такие, подвижные внутри, незастывшие концерты.
(Reply) (Parent) (Thread)