Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Category:

Чья это музыка? (Слушал 8-13.10.2011)

Жаль, что почти никогда нет возможности чистого эксперимента - послушать музыку, осознать свое к ней отношение и лишь потом узнать имя автора. Одним из редких в моей жизни таких экспериментов был случай с кассетой, которую мне дала Маша Б. Там было надписано "Брамс", но даже при своем тогдашнем музыкальном невежестве я сразу понял, что это не Брамс. Кто именно это был, установить не удалось, но одно место на этой кассете поразило меня крайне: после какой-то невнятной, как мне тогда показалось, музыки, звучавшей вначале, началась следующая часть, и у меня чуть не вылезли глаза из орбит. Это была самая прекрасная музыка на свете (пишу - и сразу хочется переслушать), которой я не знал в сознательной жизни, но у меня сразу было ощущение, будто я ее слышал то ли в утробе матери, то ли в прежней жизни.

Примерно через год удалось выяснить, что это была вторая часть Первой скрипичной сонаты Прокофьева (послушайте! - особенно начиная с отметки 1.03, на которой меня и накрыло в свое время).

Андриссен. Письма к Вермееру, сцена 4
Чин. Cantatrix Sopranica (2 раза)
Харви. Sprechgesang (2 раза)
Фуррер. Recitativo (2 раза)
Апергис. Babil (2 раза)
Прокофьев. Обручение в монастыре, Третья симфония (2 раза)
Моцарт. Квинтет для ф-но и духовых, Первый фортепианный квартет
The Kinks. Избранные песни
The Divine Comedy. Fanfare for the music muse
Малер. Первая симфония
Линдберг. Фортепианный концерт
Гаврилин. Немецкие тетради
Дебюсси. Khamma (2 раза)
Ван Кейлен. Tympan (2 раза)
Тактакишвили. Поэма
Габичвадзе. Скерцо и Воспоминание
Караев. 6 прелюдий
Вайнберг. Соната #5

О невозможности "чистого эксперимента" я написал, слушая второй диск из серии "Антология фортепианной музыки России", появившийся у меня благодаря Асе Корепановой. Она исполняет на этом диске Пятую сонату Вайнберга, а до того там звучит музыка трех других композиторов. Я внимательно ее слушал, делая паузы между сочинениями, чтобы они не сливались в моем восприятии, и тем не менее большой разницы между тремя авторами не видел (хотя и люблю у Караева скрипичный концерт). Соната Вайнберга с первой же секунды зазвучала как музыка из другого мира; саму сонату я слышал очень давно и опознать, скорее всего, не мог, но я знал имя автора, которого очень люблю. В этом ли дело? В том ли, что это музыка действительно другого уровня, чем звучавшая прежде? Не знаю, но разница, как мне показалось, огромная. Сейчас допишу и буду слушать этот диск дальше - остались Шнитке, Полторацкий и Бабаджанян.

"Немецкие тетради" Гаврилина вполне понравились, но, как показалось при первом прослушивании, в них все же нет той уникальности, того своеобразия, какими отличаются его же "Русская тетрадь" и "Вечерок". "Обручение в монастыре" Прокофьева "Мелодия" переиздала в записи театра Станиславского и Немировича-Данченко 1963 года; ясно, что в поздней записи Лазарева из Большого театра оркестр звучит куда более блестяще, но все, что касается актерской игры, живости диалогов, выразительности пения, в записи 1963 года - сильнее. Не говорю уже о записи Гергиева (впрочем, стоит ее переслушать), в которой, как и в его записи "Апельсинов", означенной живости совсем мало. Притом что его запись "Огненного ангела" - само совершенство (написав это, не успел подумать о том, что по темам этой оперы написана Третья симфония, дважды упоминающаяся выше. Гениальная симфония, что сказать, потрясающая. Жаль, что она не понравилась Ладе, когда мы слушали ее в исполнении РНО и Юровского). Ван Кейлен похож на Линдберга, о котором я писал недавно, что его сочинения мне нравятся, только звучат многие из них практически одинаково...
Tags: Вайнберг, Лада, Лазарев, Слушал, Юровский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments