?

Log in

No account? Create an account
Вытканные слова (Слушал 14-20.10.2011) - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вытканные слова (Слушал 14-20.10.2011) [Oct. 20th, 2011|06:46 pm]
Маленький Моцарт
[Tags|, , , , , ]

Соната Вайнберга - о ней я писал в прошлый раз - так и осталась самым сильным впечатлением от диска советской фортепианной музыки, который завершают три первых номера из нижеследующего списка. При всей любви к Шнитке, его фортепианная музыка оставляет меня равнодушным; правда, "Импровизация и фуга" всё равно слушается с особенным чувством, поскольку Владимир Крайнев, первым ее сыгравший, подробно рассказывал мне о том, как это первое исполнение готовилось. Более того, ровно с этого рассказа и началась наша работа над книгой "Монолог пианиста".

Пятую симфонию Онеггера решил переслушать после концерта, где под управлением Юровского звучала Четвертая, которая не всем понравилась из тех, с кем мы были вместе. Меня это удивило, и теперь, после Пятой, продолжает удивлять. Понятно, что они не слышали у него ни Пятой, ни Третьей (Третью слышала Лада очень давно, это почти не в счет), - по-своему более замечательных и все-таки более очевидных по драматургии, отчасти напоминающих того же Шостаковича. Четвертая же куда более необычна... и жаль, что она не всем понравилась. Хотя услышать в Москве на концерте Пятую было бы столь же невероятно.

Шнитке. Импровизация и фуга
Полторацкий. 2 прелюдии и фуги
Бабаджанян. 6 картин
Бруфорд. Master Strokes
Руссель. Сюита из балета "Пир паука"
Онеггер. Симфония #5
Пуленк. Сюита из балета "Лани"
The Kinks. Picture Book (тома 3 и 4), избранные песни
Прокофьев. Скрипичная соната #1 (вторая часть - 2 раза), Vivacissimo из Скрипичного концерта #1 (2 раза), Соната для двух скрипок
Купкович. Сувенир
Бетховен. Квартеты ##8 и 12
Хиндемит. Симфонические метаморфозы на темы Вебера, Амур и Психея, Гармония мира
Райх. Двойной секстет, Дважды пять
Моцарт. Милосердие Тита
Янов-Яновский. Концерты для органа, клавесина, фортепиано и струнного оркестра
Лютославский. Прелюдия и фуга для струнных, 3 Poèmes d'Henri Michaux, Вытканные слова (2 раза), Постлюдия #1
Антейл. Симфонии ##1, 6, Архипелаг (по 2 раза)
Бах. Кантаты 57, 64, 151
Шостакович. Симфония #15

Затрудняюсь что-либо сказать о каждом из прослушанных сочинений Хиндемита отдельно, кроме того, что его фигура мне исключительно симпатична, и его сочинения - пусть и не отнюдь не каждое я опознаю с первых нот - мне очень нравятся. Вроде никем не оспаривается, что он среди крупнейших композиторов ХХ века, но при этом играют его мало и у нас, и за границей. А есть ведь совершенно ударные сочинения - в частности всё, что он написал для альта с оркестром. Почему это не играют? Уму непостижимо.

Диск Янова-Яновского надо будет послушать еще (пока удалось только дважды), но уже очень интересно. Он написал три концерта для клавишных с оркестром, где партия оркестра идентична, а партии солистов не имеют между собой ничего общего. Настолько, что сочинения звучат совершенно по-разному, и партия оркестра, одинаковая во всех трех концертах, нисколько не бросается в уши.

На диске Лютославского настолько выделяются "Вытканные слова", что их сразу же хочется послушать второй раз (что я и сделал), а остальное на их фоне теряется. Правда, не очень понял, по какой логике глубоко уважаемый мною Левон Акопян сопоставляет это сочинение с 14-й симфонией Шостаковича: состава из струнных с ударными для этого маловато.

Насколько главное сочинение Антейла похоже на "Свадебку", настолько же его симфонии похожи сразу на всё. Подобно тому, как автор "Свадебки" говорил о Камерной симфонии Шёнберга (дескать, похожа на совместное творение Вагнера, Малера, Брамса и Штрауса), Первая симфония Антейла звучит так, словно первая часть написана под поздних романтиков, третья под импрессионистов, а вторая и четвертая под "Петрушку". Чуть более самобытна первая часть Шестой, но ее ларгетто до такой степени напоминает медленную часть из Фортепианного концерта Шостаковича с трубой, что даже непонятно, как так может быть. Всё это венчает финал, напоминающий канкан.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: asiyakorepanova
2011-10-21 09:14 am (UTC)
Илья, а какой из Яновых-Яновских имеется в виду - Феликс или Дмитрий Феликсович? :)
Я просто довольно много играла с Дмитрием Дмитриевичем - сыном и внуком вышеназванных.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-21 09:20 am (UTC)
Ася, имеется в виду Дмитрий. Музыки Феликса я, кажется, не слышал и в руки она мне не попадала. Хорошая? За диск спасибо - уже писал и еще раз рад написать, что соната Вайнберга там заметно выделяется, хотя и всё остальное послушать как минимум очень интересно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: asiyakorepanova
2011-10-22 07:15 am (UTC)
Спасибо, Илья!
А Феликса я как раз тоже не слышала, поэтому стало любопытно.
Дмитрий как раз очень интересен. У меня есть запись его нового виолончельного концерта, который был написан по заказу Йо-Йо Ма. Запись с премьеры ( в мае, кажется, это было) - Чикаго Симфони и Йо-Йо. Если Вам интересно, могу прислать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-23 09:41 am (UTC)
Спасибо, да, было бы здорово!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-10-25 07:01 pm (UTC)
Огромное спасибо, скачиваю.
(Reply) (Parent) (Thread)