Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Вытканные слова (Слушал 14-20.10.2011)

Соната Вайнберга - о ней я писал в прошлый раз - так и осталась самым сильным впечатлением от диска советской фортепианной музыки, который завершают три первых номера из нижеследующего списка. При всей любви к Шнитке, его фортепианная музыка оставляет меня равнодушным; правда, "Импровизация и фуга" всё равно слушается с особенным чувством, поскольку Владимир Крайнев, первым ее сыгравший, подробно рассказывал мне о том, как это первое исполнение готовилось. Более того, ровно с этого рассказа и началась наша работа над книгой "Монолог пианиста".

Пятую симфонию Онеггера решил переслушать после концерта, где под управлением Юровского звучала Четвертая, которая не всем понравилась из тех, с кем мы были вместе. Меня это удивило, и теперь, после Пятой, продолжает удивлять. Понятно, что они не слышали у него ни Пятой, ни Третьей (Третью слышала Лада очень давно, это почти не в счет), - по-своему более замечательных и все-таки более очевидных по драматургии, отчасти напоминающих того же Шостаковича. Четвертая же куда более необычна... и жаль, что она не всем понравилась. Хотя услышать в Москве на концерте Пятую было бы столь же невероятно.

Шнитке. Импровизация и фуга
Полторацкий. 2 прелюдии и фуги
Бабаджанян. 6 картин
Бруфорд. Master Strokes
Руссель. Сюита из балета "Пир паука"
Онеггер. Симфония #5
Пуленк. Сюита из балета "Лани"
The Kinks. Picture Book (тома 3 и 4), избранные песни
Прокофьев. Скрипичная соната #1 (вторая часть - 2 раза), Vivacissimo из Скрипичного концерта #1 (2 раза), Соната для двух скрипок
Купкович. Сувенир
Бетховен. Квартеты ##8 и 12
Хиндемит. Симфонические метаморфозы на темы Вебера, Амур и Психея, Гармония мира
Райх. Двойной секстет, Дважды пять
Моцарт. Милосердие Тита
Янов-Яновский. Концерты для органа, клавесина, фортепиано и струнного оркестра
Лютославский. Прелюдия и фуга для струнных, 3 Poèmes d'Henri Michaux, Вытканные слова (2 раза), Постлюдия #1
Антейл. Симфонии ##1, 6, Архипелаг (по 2 раза)
Бах. Кантаты 57, 64, 151
Шостакович. Симфония #15

Затрудняюсь что-либо сказать о каждом из прослушанных сочинений Хиндемита отдельно, кроме того, что его фигура мне исключительно симпатична, и его сочинения - пусть и не отнюдь не каждое я опознаю с первых нот - мне очень нравятся. Вроде никем не оспаривается, что он среди крупнейших композиторов ХХ века, но при этом играют его мало и у нас, и за границей. А есть ведь совершенно ударные сочинения - в частности всё, что он написал для альта с оркестром. Почему это не играют? Уму непостижимо.

Диск Янова-Яновского надо будет послушать еще (пока удалось только дважды), но уже очень интересно. Он написал три концерта для клавишных с оркестром, где партия оркестра идентична, а партии солистов не имеют между собой ничего общего. Настолько, что сочинения звучат совершенно по-разному, и партия оркестра, одинаковая во всех трех концертах, нисколько не бросается в уши.

На диске Лютославского настолько выделяются "Вытканные слова", что их сразу же хочется послушать второй раз (что я и сделал), а остальное на их фоне теряется. Правда, не очень понял, по какой логике глубоко уважаемый мною Левон Акопян сопоставляет это сочинение с 14-й симфонией Шостаковича: состава из струнных с ударными для этого маловато.

Насколько главное сочинение Антейла похоже на "Свадебку", настолько же его симфонии похожи сразу на всё. Подобно тому, как автор "Свадебки" говорил о Камерной симфонии Шёнберга (дескать, похожа на совместное творение Вагнера, Малера, Брамса и Штрауса), Первая симфония Антейла звучит так, словно первая часть написана под поздних романтиков, третья под импрессионистов, а вторая и четвертая под "Петрушку". Чуть более самобытна первая часть Шестой, но ее ларгетто до такой степени напоминает медленную часть из Фортепианного концерта Шостаковича с трубой, что даже непонятно, как так может быть. Всё это венчает финал, напоминающий канкан.
Tags: Вайнберг, Крайнев, Лада, Слушал, Хиндемит, Шнитке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments