?

Log in

No account? Create an account
Не издав даже трех хлопков - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Не издав даже трех хлопков [Nov. 12th, 2011|02:56 am]
Маленький Моцарт
[Tags|, , , ]

Как говорил Крайнев со ссылкой на Нейгауза, "публика - дура; ничего не понимает, но всё чувствует". Сказано отлично, но если бы было так! В драматический театр, к сожалению, я не хожу, но стараюсь читать всё, что пишет Марина Давыдова. Однако при всём восхищении ее пером, наблюдательностью, эрудицией, и предположить не мог, что пока я сижу в Большом зале консерватории и обдумываю злобный пост в Живой журнал, она уже написала про то, о чем собирался написать я, и, конечно, лучше, чем это сделал бы я.

Недавно мы говорили с Наташей С. о том, что ни одна из рецензий на "Руслана" не обходится без разговора о публике. Решили, что это правильно. За пять лет работы в ежедневной газете много раз хотел написать на эту тему, и всякий раз было жалко места: ну зачем тратить абзац на очередного хама, думал я, если можно его потратить на Вайнберга, например. Сегодня же, сидя на историческом концерте ГАСО с Юровским, я подумал о том, что неизвестно, какой из сюжетов важнее. Слушая "Симфонические танцы", например, можно описывать, какое у тебя при этом кино играет в голове, как делает один мой дружественный коллега. Можно пытаться описывать, как их интерпретирует Юровский. А можно, и это будет не менее насыщенное повествование, описывать параллельный сюжет, происходящий в зале: соседка развернула конфету; у другой в сумке зазвонил телефон; весь ряд просит ее выключить звонок, она делает вид, что телефон не ее; справа две подружки решили потрепаться; сзади кто-то задремал и сопит (это иногда бываю и я, увы); старушка обмахивается программкой, даря немного ветра и тебе; коллеге стало скучно и он решил почитать или, не дай Бог, поговорить с тобой. О, сюжет!

Хамство вообще обезоруживает, но особенно обезоруживает не на улице и не в быту, а в подобной ситуации, где, казалось бы, все участники заранее согласны на некоторые условности (Марина справедливо пишет о том, что эти условности для многих подменяют главное, но тут речь о минимальных санитарных нормах). На то, например, что они пришли слушать музыку и что права всех слушателей равны. Однако удивительно, что неофиты и завсегдатаи часто ведут себя одинаково, болтая во время концерта. Неофитам не объяснили, что так нельзя. Завсегдатаи в принципе это знают, но они уверены, что концерт именно для них, а рядом с ними случайные какие-то люди. И болтают себе, компетентно обсуждая концерт. Однажды, например, предыдущий худрук ГАСО в соседнем со мною ряду вслух обсуждал игру оркестра, которым дирижировал приглашенный маэстро. Сегодня же рядом со мной сидели две девицы вполне приличного вида, начавшие разговаривать на "Жар-птице", продолжившие на "Поэме" и собиравшиеся продолжить на "Цыганке" (там вначале скрипка долго играет соло, пошептаться самое оно). Тут уже соседи сзади зароптали, и я сделал им замечание. Они были очень удивлены, а в антракте одна из них мне сказала: "Вы вообще пришли в консерваторию в джинсах! (Марина, это телепатия?) Достанете еще раз свою ручку - я вас ударю по лицу!" Неожиданное замечание, не правда ли? Ручка - речь о том, что во время концертов я обычно веду записи. И мешает это почему-то только тем, кто болтает. Однажды моя соседка по ряду переписывалась на концерте одновременно по двум телефонам. Когда я попросил ее перестать, она сказала, что ей мешает моя ручка, так же, как мне ее телефоны.

Отдельное спасибо Марине за абзац про тех, кто бежит в гардероб, "не издав даже трех вежливых хлопков". А чего стоит специальная публика, которая на любом концерте уходит в девять часов стройными рядами! И еще по поводу этого: "Забегаешь на три минуты в штаб, чтобы забрать папку с пресс-релизами, а за тобой гонится вахтер с криком: разденьтесь в гардеробе!" Из раза в раз, приезжая в Зальцбург и заходя в Моцартеум, я неизменно думаю: "О! Я захожу сюда прямо с улицы! У меня никто не спрашивает пропуск, и я спокойно иду на второй этаж! Но что же в этом особенного? Пора бы уже привыкнуть к тому, что здесь нет вахтера и не нужен пропуск, и вообще никому нет до меня дела!" Но привыкнуть трудно.
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-12 12:45 am (UTC)
По этому поводу есть разные мнения.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: jenya444
2011-11-12 04:46 am (UTC)
Чудесные были бы концерты, если б не публика!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jenya444
2011-11-12 04:49 am (UTC)
Ты знаешь, когда у нас вдруг не хлопают между частями, я так рад, так рад. А другие мне мешают меньше собственного сына, который все норовит с шумом перевернуть страницу книжки или развернуть конфету. Мы уж готовимся заранее: конфеты только в перерыве или развернуть заранее, пакет - не шуршащий, книжку - новую, чтобы не перелистывал и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: cleofide
2011-11-12 06:11 am (UTC)
На тех концертах, где бываю я, публика обычное не такая. Вот вчера на Пратуме - даже маленькие детки вели себя тихо. И телефоны не звонили.
Посмотрим, что будет в КЗЧ на Генделе.

А по поводу бежать в гардероб...
Я отчасти таких людей понимаю. Некоторым нужно далеко ехать общественным транспортом (в том числе электричкой), а потом рано вставать утром. У кого-то дома маленькие дети, у кого-то - невыгулянные собаки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-12 05:55 pm (UTC)
1.Хорошо, если так! Говорят, и на некоторых достаточно "попсовых" концертах этого сезона публика вела себя прилично, типа "Виртуозов Москвы" с Репиным.

2.Я понимаю тоже, однако мне еще 14 лет назад, когда я рванул в буфет, не дождавшись биса, объяснили, что так делать не полагается. По-моему, тут возможен какой-то баланс. По крайней мере поблагодарить музыкантов, не убегать из зала толпой, а вдруг они бис заготовили? Поверьте, на концерте Юровского 7 октября после последней ноты последнего произведения в гардероб рвануло пол-зала. Я не верю, что всем им надо было на электричку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatra2000
2011-11-12 08:52 am (UTC)
Пришла на ум аналогия с разницей в поведении в православном и католическом храме. Конечно, совсем другая сфера, но, если подумать, то примерно все в том же русле. Когда я спросила небезызвестного Ромсона, отчего такая разница, он резонно ответил: "Так у нас храм - для Бога, а у них - для людей". Вот и с храмами искусства, видимо, примерно то же самое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: graf_g
2011-11-12 09:17 am (UTC)
Вопрос еще, для Бога ли иные храмы, а то, может, скорее даже для пастыря.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aklyon
2011-11-12 11:39 am (UTC)
А вот интересно:

"Между плебеем, распивающим пиво в музее, и режиссером, показавшим акт дефекации на сцене, сознание «культурного» россиянина с неизбежностью ставит знак равенства. Чаще всего оно видит в радикальном художнике не отважного экспериментатора, а просто не знающего правил приличия варвара. С подобным ходом мысли, что любопытно, мне не раз приходилось сталкиваться в беседах не только с обычными зрителями, но даже с профессиональными критиками и театроведами".

А почему это ее так удивляет и служит диагнозом зашоренности восприятия? Разве это не имеет отношение просто к развитости вкуса художника? Акт дефекации на сцене никогда (никогда!) не будет признаком хорошего вкуса и вряд ли вообще может появиться в талантливом, глубоком, интересном действе. Разве мы (европейское не-зашоренное общество) перешли в ту эпоху, когда все другие способы выразить чувства и свое отношение к миру показали свою несосотоятельность или уже надоели?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jenya444
2011-11-12 12:57 pm (UTC)
Я вообще пью пиво как художественный акт, как перформанс!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: paslen
2011-11-12 06:39 pm (UTC)
профессионалы (Митя Курляндский, Боря Филановский, Сергей Невский) говорят что шум надо встраивать в общую партитуру оркестра. Я сидел на концерте и смотрел кто как смотрит. Даже Черников отвлекался. А музыкальных критиков посадили всех рядом - Дмитрия, Юлю, Петю, Ходнева и другую Юлю. Их зрительское невнимание не втыкало. Я думаю, что в нынешней ситуации правильнее короткие объявления перед началом концерта. Причем, не только про мобильные телефоны, но и про все остальное. Как во время революции, когда в залы попали "революционные матросы". Причём это должен делать человек со статусом - то есть, дирижёр.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-12 06:50 pm (UTC)
Дима, я согласен со второй частью твоего сообщения - про объявления и человека со статусом. И крайне удивлен первой его частью.

То, что говорят названные тобой профессионалы, при всей к ним симпатии, - лишь их частное мнение, не более того.

То, что даже ЧернЯков отвлекался, вообще ни о чем не говорит, тем более что он отнюдь не первый раз замечен в невнимательном слушании. Ну, ему тоже не сообщили. Или он тоже себя чувствует хозяином - результат один и тот же. Бог с ним.

Самое забавное в твоем ответе - про музыкальных критиков, которых "посадили всех рядом". Филармонии, конечно, удобнее выдать прессе билеты в одном ряду. Но сама идея "посадить всех рядом" - сродни советской идее специальных домов для художников, для композиторов и так далее. Мне тоже дали туда билет, но сидеть в тесной компании коллег, опять же, при всей к ним симпатии, как-то смешно. К тому же каждый из них в отдельности слишком живо реагировал бы (и, уверен, реагировал) на происходящее, чтобы совсем не отвлекаться на это. Поэтому я с удовольствием сел на одно из свободных мест, как и делаю всегда. От праздно болтающих, правда, все равно не уберегся.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bzdmn
2011-11-14 04:21 am (UTC)

шум надо встраивать в общую партитуру оркестра

что-то я такого не припомню, во всяком случае за собой :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: petrark
2011-11-15 09:34 pm (UTC)
Да, сильно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-11-15 09:47 pm (UTC)
Не счел возможным у вас в журнале возражать незнакомому человеку, который ближе к концу комментариев по пунктам возражает вам и объясняет, что всё, раздражающее вас (и меня), по тем или иным причинам имеет право на существование. По-моему, он неправ, поскольку всё, о чем идет речь, - хамство, а для хамства оправданий нет и быть не может. Кроме того, я не низкопоклонник перед заграницей, но там всего этого меньше в разы. Бывает, и болтают, и телефонами звонят, но - в разы меньше. Разве там не может быть всего того, что ваш собеседник перечислил (срочно понадобилось в уборную, совсем не нравится концерт, некогда хлопать и пора домой, очень хочется читать во время концерта)? Может, конечно. Но с такой частотой случается почему-то именно у нас.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)