Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Categories:

Не издав даже трех хлопков

Как говорил Крайнев со ссылкой на Нейгауза, "публика - дура; ничего не понимает, но всё чувствует". Сказано отлично, но если бы было так! В драматический театр, к сожалению, я не хожу, но стараюсь читать всё, что пишет Марина Давыдова. Однако при всём восхищении ее пером, наблюдательностью, эрудицией, и предположить не мог, что пока я сижу в Большом зале консерватории и обдумываю злобный пост в Живой журнал, она уже написала про то, о чем собирался написать я, и, конечно, лучше, чем это сделал бы я.

Недавно мы говорили с Наташей С. о том, что ни одна из рецензий на "Руслана" не обходится без разговора о публике. Решили, что это правильно. За пять лет работы в ежедневной газете много раз хотел написать на эту тему, и всякий раз было жалко места: ну зачем тратить абзац на очередного хама, думал я, если можно его потратить на Вайнберга, например. Сегодня же, сидя на историческом концерте ГАСО с Юровским, я подумал о том, что неизвестно, какой из сюжетов важнее. Слушая "Симфонические танцы", например, можно описывать, какое у тебя при этом кино играет в голове, как делает один мой дружественный коллега. Можно пытаться описывать, как их интерпретирует Юровский. А можно, и это будет не менее насыщенное повествование, описывать параллельный сюжет, происходящий в зале: соседка развернула конфету; у другой в сумке зазвонил телефон; весь ряд просит ее выключить звонок, она делает вид, что телефон не ее; справа две подружки решили потрепаться; сзади кто-то задремал и сопит (это иногда бываю и я, увы); старушка обмахивается программкой, даря немного ветра и тебе; коллеге стало скучно и он решил почитать или, не дай Бог, поговорить с тобой. О, сюжет!

Хамство вообще обезоруживает, но особенно обезоруживает не на улице и не в быту, а в подобной ситуации, где, казалось бы, все участники заранее согласны на некоторые условности (Марина справедливо пишет о том, что эти условности для многих подменяют главное, но тут речь о минимальных санитарных нормах). На то, например, что они пришли слушать музыку и что права всех слушателей равны. Однако удивительно, что неофиты и завсегдатаи часто ведут себя одинаково, болтая во время концерта. Неофитам не объяснили, что так нельзя. Завсегдатаи в принципе это знают, но они уверены, что концерт именно для них, а рядом с ними случайные какие-то люди. И болтают себе, компетентно обсуждая концерт. Однажды, например, предыдущий худрук ГАСО в соседнем со мною ряду вслух обсуждал игру оркестра, которым дирижировал приглашенный маэстро. Сегодня же рядом со мной сидели две девицы вполне приличного вида, начавшие разговаривать на "Жар-птице", продолжившие на "Поэме" и собиравшиеся продолжить на "Цыганке" (там вначале скрипка долго играет соло, пошептаться самое оно). Тут уже соседи сзади зароптали, и я сделал им замечание. Они были очень удивлены, а в антракте одна из них мне сказала: "Вы вообще пришли в консерваторию в джинсах! (Марина, это телепатия?) Достанете еще раз свою ручку - я вас ударю по лицу!" Неожиданное замечание, не правда ли? Ручка - речь о том, что во время концертов я обычно веду записи. И мешает это почему-то только тем, кто болтает. Однажды моя соседка по ряду переписывалась на концерте одновременно по двум телефонам. Когда я попросил ее перестать, она сказала, что ей мешает моя ручка, так же, как мне ее телефоны.

Отдельное спасибо Марине за абзац про тех, кто бежит в гардероб, "не издав даже трех вежливых хлопков". А чего стоит специальная публика, которая на любом концерте уходит в девять часов стройными рядами! И еще по поводу этого: "Забегаешь на три минуты в штаб, чтобы забрать папку с пресс-релизами, а за тобой гонится вахтер с криком: разденьтесь в гардеробе!" Из раза в раз, приезжая в Зальцбург и заходя в Моцартеум, я неизменно думаю: "О! Я захожу сюда прямо с улицы! У меня никто не спрашивает пропуск, и я спокойно иду на второй этаж! Но что же в этом особенного? Пора бы уже привыкнуть к тому, что здесь нет вахтера и не нужен пропуск, и вообще никому нет до меня дела!" Но привыкнуть трудно.
Tags: Козлы, Консерватория, Крайнев, Юровский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments