?

Log in

No account? Create an account
Обещанное о поэзии - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Обещанное о поэзии [Oct. 22nd, 2002|03:11 pm]
Маленький Моцарт
[mood |Холодно ногам]

В городе Александрове, где мы побывали 18-19 октября большой компанией, нас больше всего впечатлил не Кремль и не прочие местные достопримечательности. Нет. Самое сильное впечатление на нас произвела выставка местного художника-примитивиста А.И.Яхругина под названием "Я новый день люблю". К сожалению, там не продавалось ни открыток с его картинами, ни, тем паче, каталога, поэтому увиденное можно лишь пересказать словами. Подробнее я сделаю это тут http://litera.ru/poezdki в самом ближайшем времени, пока же - вкратце. Итак, картины Яхругина гениальны уже одними своими названиями. Вот лишь несколько:

  • "Внезапное нападение советских солдат под дождь, в грозу, под удары грома"
  • "Сломанное дерево, перекрестив дорогу, предвещало Христосу быть казненным на кресте"
  • "По приказу царя Ивана Грозного его жена с каретой были потоплены в речке вместе с лошадьми"

Об этих и прочих картинах я непременно расскажу на "Наших поездках", а пока - золотой гвоздь программы. Среди полотен Яхругина была выставлена картина, изображавшая Гитлера в конце войны, а также разные варианты его дальнейшей судьбы, которые Гитлер себе с ужасом пытается представить. Видимо, сочтя нарисованное недостаточно полным выражением своей художественной концепции, Яхругин счел необходимым украсить полотно стихами собственного сочинения. (Трудно в это поверить, но я пишу без малейшей иронии. Честное слово.) Я переписал их целиком, поскольку они, на мой взгляд, опрокидывают все существовавшие до сих пор представления как минимум о стихотворном размере. Рекомендую читать вслух, с пафосом. Приводится в авторской орфографии и пунктуации. Итак.

Гитлер влез в правители, а башкой не сделал вывод,
Что нападая зверем на людей, погибнуть от меча придеться самому.
И вот анализ - в правителях он был, как сумасшедший ирод,
А такие всегда проигрывают войну.

Кашмары по ночам весною сорок пятого
За разоренье государств и уничтожения людей
Приговаривали Гитлера, как ирода проклятого,
Фашистских, чтобы в мире не было идей.

Немного придя в себя от восторга, я понял, что эти стихи могли бы быть идеальным текстом для рэпа в духе тех же "Кирпичей"; вот только первую строфу даже на рэп не положишь. Как выяснилось на следующий день после приезда из Александрова, "Кирпичи" пришли мне в голову не зря, потому что если Яхругин опрокинул мои представления о размере, то новая песня этой группы опрокинула мои представления о рифме. Вот две строки:

Иду по улице, смотрю - деньги валяются.
Ну, думаю, деньги на улице не валяются.

(Полный текст)

Понятно, что рифмовать "кеды" с "полукедами", а "цветы" с "цветами" - не ново. Да только здесь-то не придерешься: действительно, вижу, валяются! Но ведь, и вправду, не валяются. А как думаете вы?

linkReply

Comments:
[User Picture]From: piligrim
2002-10-22 04:33 am (UTC)

О, Боже....

Вы нашли на каком примере говорить о поэзии - "Кирпичи". :)
А фотографировать картины было запрещено?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2002-10-22 04:36 am (UTC)

Да, просили не снимать.

Я понимаю, что "Кирпичи" - это типа не Пушкин :о) но разве им заказано быть реформаторами рифмы и языка? :о)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: piligrim
2002-10-22 07:03 am (UTC)

Re: Да, просили не снимать.

Нет, конечно. :)) Но и писателям, писаю..., простите, пишущим на заборах - тоже не заказано. Но кто же всерьёз будет рассматривать их творчество? :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2002-10-22 07:25 am (UTC)

Отчего ж не рассматривать?

Можно вполне отдавать себе отчет в том, что это веселый молодежный гон и вообще полное фуфло (хорошо бы, правда, вначале обосновать - почему фуфло), но при этом и чувствовать обалдение от некоторых их "прорывов". Разумеется, "Кирпичи" не Пушкин и не Малер с Шостаковичем. Я сам очень люблю классическую музыку и ненавижу 99% сегодняшнего отечественного поп-рока. Но "Кирпичи" - веселые и смешные. Что вы так нажимаете на всерьёз?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: piligrim
2002-10-22 07:42 am (UTC)

Re: Отчего ж не рассматривать?

Нет, конечно. О вкусах не спорят. Я же не навязываю своё мнение - я его высказываю. Просто (по-моему) есть несравнимые вещи. Когда Вы сравниваете их "творчество" с А.И.Яхругиным - "равностоимость" их у меня сомнений не вызывает, но когда в приложении к этому звучит слово "поэзия", что-то мне это претит.
Я ж не про "смешно", я про другую категорию. :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2002-10-22 08:02 am (UTC)

Всё о поэзии

Ну, во-первых вы зря так про Яхругина, он-то явно на полном наиве творит, а "Кирпичи" свой наив превратили в коммерцию. Во-вторых, понятно, что это не поэзия (да вроде ж я говорил уже), но от приведенной выше цитаты я действительно испытал восторг и даже почувствовал раздвоение. С одной стороны, тупейшая рифмовка, с другой стороны - остроумно всё же. Вижу - валяются, хотя знаю, что не валяются. Да и текст в целом мне очень понравился, ребята вроде как пишут уже совсем без башни. А может, просто к старости вкус портится. Не подумайте только, что "К" моя любимая группа. Мне куда милее классики ХХ века. И не ХХ. А потом иногда бац, хочется чего-то совсем простецкого и бессмысленного. И тут вполне кстати оказывается альбом "Сила ума".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: piligrim
2002-10-22 08:18 am (UTC)

Re: Всё о поэзии

Ничего плохого про Яхругина и не думал, а уж тем более - сказать не хотел. Ваш восторг понимаю. :))
А по поводу того, что "валяется на улице", мне кажется гораздо юмористичнее высказывание Раневской на схожую тему. Повторенное - уже не юмор. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2002-10-22 08:22 am (UTC)

Раневская

Не напомните ли?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: piligrim
2002-10-22 09:29 am (UTC)

Re: Раневская

Сам свидетелем, естественно не был, но и она сама писала в своих мемуарах, и современники вспоминали. Дословно не вспомню, но примерно так - как-то поскользнувшись на улице и упав, обратилась к, то-ли случайному прохожему, то ли к какому-то своему именитому спутнику: "Молодой человек, помогите даме встать. В конце концов, народные артистки СССР на улице не валяются".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: inogda
2002-10-22 04:49 am (UTC)
на рэп сложно положить, но мантра получится
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: r_l
2002-10-22 05:02 am (UTC)
А че - акцентный стих. Во второй строфе он даже урегулирован (по 4 полноударных слова в стихе).
Хорошие стихи!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: showpanorama
2002-10-22 05:35 am (UTC)
не стихи, а хуйня какая-то!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: graf_g
2002-10-22 11:10 pm (UTC)

силлабо-тоника

Сторонник традиционных форм?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: graf_g
2002-10-22 11:09 pm (UTC)

бв

Названия картин напоминают одновременно Юза Алешковского (какая связь!) ("Буденный целует саблю...") и БГ ("Вождь мирового пролетариата метит в батюшку-царя", "Пленение И.В.Сталина ирландским народным героем Фер Диадом"). А стихотворение про Гитлера мне напомнило тобой же процитированного Бесполезного Волка.
Что касается последней запятой в тексте стихотворения, то это получается, что в мире вообще не было никаких идей. А "фашистских" - черт его знает, может, это к слову "людей" относится. Кошмары за уничтожения фашистских людей приговаривали Гитлера, чтобы в мире не было идей. А ведь это похоже на правду! Это надо нынешним неофашистам подарить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2004-08-31 08:16 am (UTC)

Re: бв

Если не хочешь быть бесполезным волком,
Употребляй свое время с толком.
Не слушайся лени
И правильно используй свое время.
Береги часы и минуты,
И тогда будет все в порядке.
(Reply) (Parent) (Thread)