Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Category:

Петрушевская

Одним из самых сильных впечатлений от нашей короткой поездки во Францию, наряду с посещением Гренобля, Нима, Арля, наряду с редкой возможностью провести время с Ладой, наряду с огорчением от практически полного отсутствия в музыкальных магазинах французской классики ХХ века (это тоже сильное впечатление, хотя и отрицательное - а восемь лет назад там же ее было завались), для меня стало чтение избранных рассказов из книги Петрушевской "Найди меня, сон", почти случайно попавшейся под руку у папы дома. Думаю, что читал ее прежде, как читал и все ее рассказы, написанные до определенного момента, но почему-то всё читал как впервые: "Западня", "К прекрасному городу", "Шато", "Донна Анна, печной горшок", "Два бога", "Невинные глаза", "Никогда", "Новые Гамлеты", "Рай, рай" - вот что успел прочесть. И понял, что не просто люблю ее рассказы, но что для меня это в некотором роде один из идеальных видов литературы. С другом моим graf_g мы периодически спорим о том, должно ли быть в книге, "как в жизни", то есть не должно ли, разумеется, но кому какой из видов литературы ближе. Гриша говорит, что, на его взгляд, категорически не должно (поправь меня, если я ошибаюсь) и что литература ценна именно изобретением чего-то нового, самостоятельного, а не похожестью на жизнь. Я говорю, что - на мой вкус - должно и что любимые произведения Достоевского, Трифонова, да и той же Петрушевской для меня как раз и ценны возможностью соотнести прочитанное с собственным опытом и наоборот. (Это, конечно, не значит, что я не люблю и не ценю многих произведений, где такой возможности найти нельзя.) Хотя и понятно, что в них "как в жизни" - это лишь иллюзия, результат авторского мастерства. Однако рассказы Петрушевской, как мне вдруг подумалось, тем и ценны, что в них, с одной стороны, "как в жизни", с другой же - они, безусловно, являются изобретением чего-то нового, самостоятельного, ведь никто так больше не пишет, никто больше не умеет именно так преобразовать действительность и впечатления от нее в литературу.

И еще я понял, что история моей семьи, о которой мне всё мечтается написать роман и для которой нужно было бы не мое перо, а перо Петрушевской, скорее всего, уместилась бы у нее в рассказ небольших масштабов вроде "Рай, рай", поскольку мне изнутри кажется важной каждая деталь, а она выбрала бы из них только некоторые.
Tags: Гриша Дурново, Лада, Мама, Наташа, Папа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments