Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Category:

"Переоценка ценностей. Часть первая"

Всё время с момента выхода этого материала я мысленно с ним спорю. И наверняка не только я (и не только мысленно). Уже это говорит о том, что появился он не зря, хотя вопросов много. Во-первых, стоит ли вообще кого-либо низвергать с пьедесталов и такая уж ли это благодарная задача (то ли дело - лишний раз вспомнить недооцененных, это мб и не слишком результативно, но всегда правильно). Во-вторых, уже один только первый материал огромен - а он ведь явно предполагает полемику. Тем временем и второй вышел, и когда же тут откликнуться на первый? В-третьих, эксперты (их подбор оставим за кадром, хотя и к нему есть вопросы) вначале делают ряд справедливых оговорок (например, «Степень оцененности» зависит от времени и места, где находится «оценщик») и тут же их нарушают.

Что же касается ряда композиторов, с чьим попаданием в категорию переоцененных я не согласен, здесь главное возражение одно: где, собственно, поле этой переоцененности, где именно она происходит и кто ее видел? Скажем, я готов согласиться с тем, что переоценены U2, Земфира, отчасти Филип Гласс и Radiohead. Тут возражений нет - эти имена на слуху, их знают более или менее все, и выводы каждый может сделать сам. Дальше - сложнее, когда, например, Левон Акопян записывает в переоцененные Циммермана и Хенце - пусть даже заслуженно и аргументированно записывает. Да, в мире их, возможно, переоценивают, но у нас-то, коль скоро речь о публикации в российском издании, кто особенно их слышал, кроме узкого круга интересующихся? Да, поздние симфонии Хенце - унылая графомания (кстати, жаль, что Пендерецкого никто не записал в переоцененные), но среди ранних есть и очень интересные. Да и "Солдат" Циммермана хотя бы пару раз стоит послушать...

Шнитке, записанный Федей Софроновым в переоцененные, - полбеды; у Шнитке, слава Богу, есть устойчивое имя и в мире, и у нас, о нем выходят книжки, его имя на слуху, музыку его время от времени играют, хотя симфонии почти забыли, а говорить о "примате внемузыкального" и "общественном звучании" его музыки и десять лет назад уже было неактуально - почему ее не слушать просто как музыку, что мешает? Да, я знаю о Федином отношении к Шнитке и точно так же мог бы записать (и даже, наверное, записал бы) в переоцененные Чайковского, Рахманинова, Кейджа и Райха, например. Выглядеть для кого-то моськой, лающей на слона, - не страшно, а ни одному из них это не повредило бы. И, главное, тут не вызывал бы вопросов факт наличия поля переоценки: много играют, записывают, проводят фестивали, конференции, издают книжки, изучают, - кому-то это кажется справедливым, кому-то нет.

Но как можно записать в переоцененные Хиндемита, Онеггера, Мийо? Где собственно совершается эта переоценка? Где - будь то у нас или в мире - их музыку исполняют, изучают или записывают незаслуженно часто? Где вокруг их имен незаслуженный шум, подобный шуму вокруг имен Рахманинова или Кейджа? Где вообще какие-либо аргументы в пользу того, что они переоценены? Цикл "Камерных музык" Хиндемита, по-моему, можно назвать Брандербургскими концертами ХХ века, его Скрипичный концерт просто великолепен и может быть поставлен рядом с концертами Шостаковича и Прокофьева, среди камерной его музыки масса жемчужин, например, сонаты с духовыми. Онеггер - давно ли вы слышали его симфонии? Отвечу - Третью играли в Москве в 2002, Вторую в 2003, Четвертую в 2011. А всего их пять, и преотличнейших. Понимаю, что с этим легко поспорить, но с тем, что всё это не звучит, не поспоришь никак. Рахманинов же звучит сколько угодно и называть его недооцененным - не более чем игра словами, хотя с недооцененностью "Симфонических танцев" я как раз согласен.

За что под раздачу попал Мийо, вообще непонятно - в самый первый ряд его вроде никто никогда и не двигал, но жизнерадостность и солнечность его лучших сочинений, притом что и музыкально они ярки, уже выделяют его среди современников. За Бернстайна биться не буду, он не настолько мне дорог, но как-никак среди дирижеров он, наверное, все же лучший композитор, хоть это и слабоватый комплимент, и музыку его тоже следует послушать прежде, чем ругать. Ту же Мессу или "платоническую", как сказано в русском переводе третьей книги Лебрехта, Серенаду. Картера тоже обидели зря... и Копланда - ну кто у нас особенно его музыку слышал? Получается, что в одном случае "переоценен" становится синонимом "я его не люблю", в другом - "переоценен в кругу трех моих знакомых музыковедов", в третьем - "меня им очень утомили в консерватории", условно говоря. Но чем композиторы-то хорошие виноваты!
Tags: Булез, Варез, Губайдулина, Лебрехт, Локшин, Музыкальные критики, Хиндемит, Шнитке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments