?

Log in

No account? Create an account
"Переоценка ценностей. Часть первая" - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Переоценка ценностей. Часть первая" [Mar. 30th, 2013|12:26 pm]
Маленький Моцарт
[Tags|, , , , , , , ]

Всё время с момента выхода этого материала я мысленно с ним спорю. И наверняка не только я (и не только мысленно). Уже это говорит о том, что появился он не зря, хотя вопросов много. Во-первых, стоит ли вообще кого-либо низвергать с пьедесталов и такая уж ли это благодарная задача (то ли дело - лишний раз вспомнить недооцененных, это мб и не слишком результативно, но всегда правильно). Во-вторых, уже один только первый материал огромен - а он ведь явно предполагает полемику. Тем временем и второй вышел, и когда же тут откликнуться на первый? В-третьих, эксперты (их подбор оставим за кадром, хотя и к нему есть вопросы) вначале делают ряд справедливых оговорок (например, «Степень оцененности» зависит от времени и места, где находится «оценщик») и тут же их нарушают.

Что же касается ряда композиторов, с чьим попаданием в категорию переоцененных я не согласен, здесь главное возражение одно: где, собственно, поле этой переоцененности, где именно она происходит и кто ее видел? Скажем, я готов согласиться с тем, что переоценены U2, Земфира, отчасти Филип Гласс и Radiohead. Тут возражений нет - эти имена на слуху, их знают более или менее все, и выводы каждый может сделать сам. Дальше - сложнее, когда, например, Левон Акопян записывает в переоцененные Циммермана и Хенце - пусть даже заслуженно и аргументированно записывает. Да, в мире их, возможно, переоценивают, но у нас-то, коль скоро речь о публикации в российском издании, кто особенно их слышал, кроме узкого круга интересующихся? Да, поздние симфонии Хенце - унылая графомания (кстати, жаль, что Пендерецкого никто не записал в переоцененные), но среди ранних есть и очень интересные. Да и "Солдат" Циммермана хотя бы пару раз стоит послушать...

Шнитке, записанный Федей Софроновым в переоцененные, - полбеды; у Шнитке, слава Богу, есть устойчивое имя и в мире, и у нас, о нем выходят книжки, его имя на слуху, музыку его время от времени играют, хотя симфонии почти забыли, а говорить о "примате внемузыкального" и "общественном звучании" его музыки и десять лет назад уже было неактуально - почему ее не слушать просто как музыку, что мешает? Да, я знаю о Федином отношении к Шнитке и точно так же мог бы записать (и даже, наверное, записал бы) в переоцененные Чайковского, Рахманинова, Кейджа и Райха, например. Выглядеть для кого-то моськой, лающей на слона, - не страшно, а ни одному из них это не повредило бы. И, главное, тут не вызывал бы вопросов факт наличия поля переоценки: много играют, записывают, проводят фестивали, конференции, издают книжки, изучают, - кому-то это кажется справедливым, кому-то нет.

Но как можно записать в переоцененные Хиндемита, Онеггера, Мийо? Где собственно совершается эта переоценка? Где - будь то у нас или в мире - их музыку исполняют, изучают или записывают незаслуженно часто? Где вокруг их имен незаслуженный шум, подобный шуму вокруг имен Рахманинова или Кейджа? Где вообще какие-либо аргументы в пользу того, что они переоценены? Цикл "Камерных музык" Хиндемита, по-моему, можно назвать Брандербургскими концертами ХХ века, его Скрипичный концерт просто великолепен и может быть поставлен рядом с концертами Шостаковича и Прокофьева, среди камерной его музыки масса жемчужин, например, сонаты с духовыми. Онеггер - давно ли вы слышали его симфонии? Отвечу - Третью играли в Москве в 2002, Вторую в 2003, Четвертую в 2011. А всего их пять, и преотличнейших. Понимаю, что с этим легко поспорить, но с тем, что всё это не звучит, не поспоришь никак. Рахманинов же звучит сколько угодно и называть его недооцененным - не более чем игра словами, хотя с недооцененностью "Симфонических танцев" я как раз согласен.

За что под раздачу попал Мийо, вообще непонятно - в самый первый ряд его вроде никто никогда и не двигал, но жизнерадостность и солнечность его лучших сочинений, притом что и музыкально они ярки, уже выделяют его среди современников. За Бернстайна биться не буду, он не настолько мне дорог, но как-никак среди дирижеров он, наверное, все же лучший композитор, хоть это и слабоватый комплимент, и музыку его тоже следует послушать прежде, чем ругать. Ту же Мессу или "платоническую", как сказано в русском переводе третьей книги Лебрехта, Серенаду. Картера тоже обидели зря... и Копланда - ну кто у нас особенно его музыку слышал? Получается, что в одном случае "переоценен" становится синонимом "я его не люблю", в другом - "переоценен в кругу трех моих знакомых музыковедов", в третьем - "меня им очень утомили в консерватории", условно говоря. Но чем композиторы-то хорошие виноваты!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: cleofide
2013-03-30 09:09 am (UTC)
Лично я Хиндемита стараюсь вообще "проскакивать" (ну не воспринимаю вообще!), а "шестёрку" прохожу обзорно. Мне тоже кажется, что как историческое явление это интересно, но копать отдельно и подробно Мийо, Онеггера и Пуленка вряд ли стоит. Лучше я "покопаю" Вареза и Мессиана.

Симфонии Онеггера не люблю. Слушать приходится примерно раз в два года, при подготовке к лекциям (не все, обычно - вторую и третью). Если и прохожу их, то - скрепя сердце. По-моему, это - анахронизм. Писать в середине 20 века главную тему как период 4+4, и на полном серьёзе - это уже за гранью. И гармония у него какая-то невнятная, - из серии "бахизмы с фальшивизмами". Всё-таки есть различия между крупным композитором и плодовитым. Варез - крупный. А Онеггер - плодовитый.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2013-03-31 08:52 pm (UTC)
Насчет Хиндемита мы с Вами, кажется, уже говорили - что ж, мне очень жаль это читать, как и Вам, вероятно, странны мои ему похвалы. Тем не менее повторю, что многие его сочинения всей душой люблю и что немного удивлен формулировке "не воспринимаю вообще" - у него ведь много всего очень разного. "Копание" Вареза и Мессиана поддерживаю обеими руками, но Мийо, Онеггера и Пуленка все же не принижал бы. Насчет анахронизма Вы, возможно, правы, и тем не менее мне именно Онеггер приходит в голову, если говорить о крупных симфонистах первой половины века, помимо Шостаковича и Прокофьева. И Мартину. Кстати, он и Мийо по части плодовитости Онеггера сильно обогнали. А если симфонии не нравятся - ну разве плох "Царь Давид"?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cleofide
2013-04-01 05:34 am (UTC)
Сам по себе "Давид" очень мил, но по сравнению с "Саулом" Генделя или "Аароном и Моисеем" Шёнберга - это как "Библия в комиксах" рядом с Микеланджело и Рембрандтом. И даже рядом с "Царем Эдипом" сильно проигрывает: музыка отнюдь не того же качества.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2013-04-01 07:23 am (UTC)
Мне кажется, что почвы для сравнений с "Саулом" или "Моисеем и Аароном" тут все же нет, пусть Ваша сравнительная оценка и справедлива. Что же касается "Царя Эдипа" и в особенности "Симфонии псалмов", чьи некоторые страницы весьма схожи с "Царем Давидом", то "Давид" был написан раньше - не мог ли и Царь Игорь из него что-то впитать?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cleofide
2013-04-01 08:26 am (UTC)
Конечно, мог, и не преминул впитать - я это говорю студентам, показывая кусочек "Давида", а потом целиком - "Эдипа". Но всё-таки сюжет тоже обязывает. А то создается впечатление, что у Онеггера самое главное происходит между музыкой, которая лишь иллюстрирует пейзажи и картинки. У Стравинского - наоборот.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatra2000
2013-03-30 12:33 pm (UTC)
Удивительно то, что все единодушно вращается в целом вокруг ХХ века, и никто не повыкапывал кучу пере- и недо- из более глубокого прошлого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: imb_irj
2013-03-30 01:30 pm (UTC)
Почему-то читать про недооцененных интереснее, а с переоцененными я не согласна, не со всеми.
Опять же, посмотрим, кто из них будет известен через 50 лет.
Интересно было бы провести подобный опрос европейских критиков, а потом сравнить.
Или подобное есть? Попробую поискать...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2013-03-31 08:43 pm (UTC)
Так задача назвать недооцененных, по-моему, и благороднее, и благодарнее, чем задача назвать переоцененных, где слишком велик соблазн оттоптаться на тех, кого не любишь. Всё это также подробно обсуждается вот здесь - много интересного!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2013-03-31 08:41 pm (UTC)
Мне не пришло это в голову, но ты совершенно права. Где Кожелух или кто-нибудь подобный? Действительно, странно, что все копают настолько в одной области, хотя и я копал бы в ней же.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jenya444
2013-03-30 02:59 pm (UTC)
Спасибо за ссылку, я пропустил эти заметки, и твои соображения мне очень интересны. Хочу только добавить вот к этой части:

"Онеггер - давно ли вы слышали его симфонии? Отвечу - Третью играли в Москве в 2002, Вторую в 2003, Четвертую в 2011. А всего их пять, и преотличнейших."

За почти девять лет насыщенной музыкальной жизни в Энн Арборе с огромным количеством концертов и с великими именами мне ни разу не удалось послушать симфонию Моцарта, его скрипичные или фортепьянные концерты. А ведь многие записали бы его в "переоценённые" имея в виду, что его произведения у всех на слуху до такой степени, что уже навязли в зубах и ушах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2013-03-31 08:47 pm (UTC)
Во-первых, Моцарта в переоцененные лично я бы, конечно, не записал, а если бы кто и записал, то был бы глуп. Во-вторых, очень странно, что за девять - !? - лет при огромном количестве концертов тебе не удалось послушать всё вышеперечисленное - что же и играть тогда, если не это! В-третьих, грустно, насколько в природе нет равновесия: на зимнем зальцбургском фестивале "Неделя Моцарта" играют много всего разного, но из сочинений Моцарта треть или половину неизменно повторяют из года в год. Если бы хоть капельку этого отдать вам, явно были бы рады и вы, и постоянные посетители фестиваля, уже подуставшие от одинакового набора одних и тех же его симфоний, отнюдь не всегда к тому же блестяще исполняемых.
(Reply) (Parent) (Thread)