Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Categories:

Метод Жолковского (к 20-летию Русского Журнала)

Три месяца назад на «Кольте» вышла заметка Александра Жолковского Silentium. В ней он пользуется излюбленным методом – не называя имен, пишет о героях так, что не угадать их невозможно, хотя бы минимально представляя себе контекст. Вот об одном из них – «мой учитель был не просто моим научным руководителем, но и образцом культурного геройства и гражданской смелости, диссидентом, тираноборцем, страдальцем за правду». Вот о другом: «Покойный, на вид иссушенный филолог-буквоед глубоко античного склада, был вполне ренессансной фигурой» (на всякий случай, если вдруг кто не поймет, заметка снабжена портретом упомянутого филолога).

Это напомнило мне о том, как издавались так называемые мемуарные виньетки Жолковского. Издавались они по-разному. Речь там тоже часто шла об известных людях, чьи имена зачастую можно было угадать. Например, упоминался самовлюбленный поэт З. с его сварливым характером. Кто таков З., угадал бы не всякий, однако виньетки множились и выходили все новыми дополненными изданиями. Очередное из них наконец было снабжено именным указателем. Воспользовавшись им, можно было легко узнать, что самовлюбленный сварливец – это Заходер, и так далее.

Жолковский продолжал писать виньетки и некоторые из них предлагал Русскому Журналу, где я служил выпускающим редактором. Вышеупомянутое издание виньеток с именным указателем вышло незадолго до того, как он прислал для публикации в РЖ заметку «Школы для дураков». Прочитав ее, я с радостью увидел, что могу применить метод Жолковского (З. - Заходер) к его же тексту. Как некоторые, наверное, помнят, в РЖ тогда было принято ставить ссылки с чего угодно на что угодно, и метод Жолковского сюда вполне подходил:

«Она была молода, повторяю, патентованно красива, была любимицей питерской литературной богемы, за ней тянулся шлейф знаменитых романов, работать особенно не приходилось, все было схвачено... обо всем она имела мнение и с шикарной прямотой его высказывала, ее капризы радостно сносились... Картинка тех лет: она полусидит-полулежит, в желтой шерстяной блузке и черных брюках, длинные ноги разбросаны широко и высоко, - но брюки не в обтяжку, выпуклости не подчеркнуты, дело не в эросе, а в hubris'е, "гордыне", it's not about sex, it's about power, - и держит речь о Мережковском и Гершензоне, об ограниченности мужчин, полагающих, что им идут исключительно голубые рубашки, о поправке Джэксона-Вэника... you name it».

Разумеется, я радостно расцветил этот абзац разнообразными ссылками, имеющими отношение к Асе П., Сергею Д. и так далее. Заметка была опубликована. Через полчаса в редакцию позвонил возмущенный Жолковский (напоминаю, незадолго до этого раскрывший имена своих героев, в прежних изданиях названных лишь инициалами) и потребовал ссылки убрать. Так Жолковский не одобрил применения метода Жолковского. Примером которого отчасти является и эта запись.
Tags: Вне рубрик, Итоги, Русский Журнал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments