Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Category:

Сто опер (много букв)

С середины марта по конец мая мы с Наташей сидели в самоизоляции и посмотрели за два с половиной месяца больше ста опер. Это было здорово, весело, приятно, познавательно, волнующе и в то же время смешно – по нескольким причинам.

Во-первых, никогда не считал себя оперной душой – скорее концертной, и по-прежнему считаю. Есть не так мало опер, которые я очень люблю, но к опере в целом отношусь спокойно и к существенной части самых популярных и всеми любимых опер равнодушен. Мне почти всегда интереснее, за редкими исключениями, писать про удачную (или неудачную) концертную программу, чем про оперную постановку (что я и умею хуже). Нет ли раздвоения личности у человека, который говорит это и который по собственной воле несколько месяцев смотрел по паре опер в день – решите сами.

Во-вторых, Наташа и по работе, и по склонности во много раз ближе к музыкальному театру, чем я, гораздо лучше его знает и гораздо больше любит. На жестком диске, а то и на двух, у нее столько оперных видео (и балетных, и концертных), сколько нам не посмотреть за всю жизнь (а со временем становится еще больше). За те годы, что мы вместе, разговор о том, что их надо смотреть, идет постоянно, и тем не менее даже фильмов вдвоем мы посмотрели десятки, а опер единицы. И даже когда приняли компромиссное решение, разрешив себе параллельно с просмотром оперы делать что-нибудь еще не сильно отвлекающее (не пишите, пожалуйста, что так делать нельзя, спорить об этом не собираюсь), дело не пошло быстрее, и мы могли скорее посмотреть несколько серий того или иного сериала подряд, чем хотя бы пол-оперы.

В-третьих, одной из постановок, которые мы все-таки посмотрели, было черняковское «Обручение в монастыре» из Берлина. Из любви к Прокофьеву, Баренбойму, Богдану Волкову, другим солистам и Берлину мы досмотрели ее до конца, но концепция показалась нам натянутой, а спектакль скучным. Тем не менее нельзя не согласиться с тем, что сама идея «общества помощи зависимым от оперы» не так уж плоха, когда вы вдруг обнаруживаете себя плотно севшими на режим «две-три оперы в день». С другой стороны, зачем тут помощь? Этот режим нас ничуть не тяготил, только радовал, и даже жаль, что жизнь побуждает с него слезать.

Итак, с середины марта до конца мая мы посмотрели целиком 97 опер (еще 4 в июне - пока) и еще тринадцать – по половине или больше. Начиная с исторического концерта Саймона Рэттла 12 марта при пустом зале мы также смотрели концерты, но я не сразу догадался записывать и их: с конца же апреля до конца мая мы посмотрели также 15 концертов, и самыми удачными были дни, когда мы смотрели по две оперы, а между ними один концерт. Вы спросите, есть ли у нас силы и ресурсы восприятия на столько музыки в день – есть и на гораздо больше. Вы спросите, почему мы не писали хотя бы по абзацу о каждой просмотренной опере – не хотели. Вы спросите, откуда у нас столько времени – оттуда, что работы было меньше обычного, но все-таки она была, поэтому ряд опер и концертов мы смотрели вполглаза, периодически спрашивая друг друга, считается ли такая опера просмотренной. Однако было и много такого, что заставляло отложить просмотр до момента, когда работа будет сделана и можно будет смотреть со всем вниманием.

Какие ресурсы в себе открываешь порой! В обычной жизни мне и в голову не пришло бы смотреть оперы Доницетти, а тут посмотрели аж четыре с огромным удовольствием. В обычной жизни пожалел бы времени и на одного «Парсифаля», а тут посмотрели одну постановку целиком и еще три – большими фрагментами, не говоря уже о полутора «Тристанах», «Лоэнгрине» и одном полном «Кольце нибелунга». Увы мне, так и не полюбил Вагнера, но после этого марафона никак нельзя сказать, будто я не пробовал, – многое из названного смотрел не отвлекаясь. Да что там Доницетти – мы посмотрели даже «Мефистофеля» Бойто, «Золушку» Массне и «Гамлета» Тома (ничего плохого не хочу и не могу про них сказать, просто в обычной жизни не сел бы их смотреть никогда). Начали смотреть «Гамлета», Наташа по привычке спрашивает, знаю ли я содержание, я переспрашиваю, точно ли она имеет в виду содержание «ГАМЛЕТА», смеемся. Потом решили все-таки прочесть, оказалось, у оперы много отличий от трагедии Шекспира: многие из тех, кто должен погибнуть, остаются в живых, и даже сам Гамлет! Смеемся опять. Но «Гамлет» Бретта Дина музыкально понравился нам все-таки больше.

Еще о неизведанных ресурсах – всегда был равнодушен к опере «Евгений Онегин», но постановка Барри Коски удивительным образом приковала внимание с первых минут, и это первый «Евгений Онегин», который действительно взял меня за душу. (В отличие от амстердамской постановки, которая даже несмотря на любимого Янсонса вызвала в основном неловкость. Другое дело амстердамская же постановка «Леди Макбет Мценского уезда» с Янсонсом же, но финская с рыбами еще краше! https://oopperabaletti.fi/en/stage24/lady-macbeth-of-mtsensk-recording/ доступна до 20 октября) В постановках Барри Коски посмотрели также «Сорочинскую ярмарку» (спорно), «Огненного ангела» (гениально – посмотрели также двух «Огненных ангелов», одного добротного из Рима, другого отличного из Экса, но мюнхенский еще лучше, и наверное это таки еще одна из любимых моих опер) и «Моисея и Аарона» (никогда себе не прощу, что по собственной же глупости пять лет назад не попал на этот спектакль, теперь наконец его увидел, и он прекрасен, а еще одного «Моисея и Аарона» в концертном исполнении смотрели из Бухареста, хороший, но берлинский лучше, оркестр и хор там буквально творят чудеса).

В обычной жизни едва ли стал бы смотреть и Верди, а сейчас посмотрели «Риголетто», «Макбета», два акта «Трубадура» и две «Травиаты» (не считая странного спектакля по мотивам «Травиаты», который посоветовал нам Слава Шадронов, выдержали полчаса). Одну из них, Вилли Декера, мне посчастливилось видеть еще в Зальцбурге, с Нетребко и Вильясоном, и насколько же другая та же постановке при переносе в Мет, насколько же другой образ создает Дессэй, просто поразительно. (Она же очень порадовала нас и в «Дочери полка», и как ведущая трансляций.) Среди совсем мейнстримного посмотрели также «Кармен» из Мет (да, она вправду очень хороша), а вот «Кармен» Кушея из Берлина начали и остановились, не пошло, а парижская Биейто – вполне, а черняковскую из Экса все-таки досмотрели до конца, но несколько раз чуть не бросили, ощущение полнейшего недоумения от начала до финала, говорят, гениального, увы, не смогли оценить.

Конечно же, мы смотрели много Моцарта: двух Cosi (в титрах одного из них заметил пианистку Наталью Катюкову, в исполнении которой когда-то впервые услышал Фортепианный квинтет Вайнберга, потом потерял ее из виду, а теперь она, оказывается играет речитативы в Мет и аккомпанирует певцам уровня Тервела), по одному «Похищению из сераля», «Митридату» и «Мнимой садовнице», по три «Свадьбы Фигаро», «Волшебных флейты» и «Дон Жуана» (включая одного на немецком, с Фишером-Дискау). Конечно же, мы смотрели много опер XX и XXI веков: не считая названных, это «Три сестры» и «Балкон» Этвеша, «Любовь к трем апельсинам» и «Игрок» понятно кого (постановку Чернякова видел на премьере живьем и с радостью пересмотрел, но насколько все-таки круче музыкально «Огненный ангел»), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока – версия Мет с Надей Михаэль великолепна, но спектакль «Юдифь» Кэти Митчелл с не менее прекрасной Ниной Стемме, где в первой части под музыки Концерта для оркестра мы узнаем предысторию героев, а во второй все кончается неожиданно, также весьма крут.

Далее, два «Никсона в Китае» и «Доктор Атомик» Адамса, «Лисичка-плутовка» и «Енуфа» Яначека, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Призрачная соната» Раймана, «Ариадна на Наксосе», «Электра» и «Саломея» Штрауса, «Фиолетовый снег» Фуррера, Au Monde Бусманса, «Сон в летнюю ночь», «Смерть в Венеции», «Билли Бадд», «Питер Граймс» и «Глориана» Бриттена (странно осознавать, что последняя написана о тех же событиях, что и «Роберто Деверё» Доницетти), «Дальний звон» Шрекера, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, три «Воццека» Берга (и ни одной «Лулу», как ни странно), «Солдаты» Циммермана, «Вавилон» Видмана, «Ангел-истребитель» и «Буря» Адеса плюс еще несколько, о которых ниже.

Разумеется, спектаклей, которые мы смотрели со всем вниманием и не отрываясь, было гораздо больше десяти, но тех, о которых хочется сказать хотя бы по паре слов, случайно набралось ровно десять. Первый – «Влюбленный Геркулес» Кавалли из Опера Комик: постановка – чистое волшебство (здесь http://muzlifemagazine.ru/parizhskiy-suvenir/ о нем подробнее, там же трейлер), совершеннейшее чудо (доступен до 30 ноября! https://www.arte.tv/fr/videos/092177-000-A/ercole-amante-de-francesco-cavalli-a-l-opera-comique/), в жизни не поверил бы, что не слишком интересную мне барочную оперу три часа длиной буду смотреть буквально открыв рот. Второй – «Дон Жуан» из Экса (https://www.youtube.com/watch?v=Hnd5ULYG2no), казалось бы, ну мало ли мы видели «Дон Жуанов»? Включил ради интереса, посмотреть одним глазом – и не смог оторваться. Вроде бы ничего особенного, постановка совсем простая, но певцы и дирижер Рафаэль Пишон делают, опять же, совершенные чудеса.

Третий – «Н. Ф. Б.» Кобекина с фестиваля «Сакро Арт» в Локкуме: то, чего мы никогда не увидели бы и не услышали, если бы не этот вал трансляций – легендарный осколок ушедшей эпохи, то, что могло родиться только там и только тогда (а какой там прекрасный Олег Рябец!). Последний из апрельских спектаклей в десятке – «Сатьяграха» Гласса из Штутгарта в постановке Ахима Фрайера (https://www.operaonvideo.com/satyagraha-stuttgart-1983/). К музыке Гласса равнодушен, если не сказать больше, но в сочетании со всем, что придумал режиссер, как сейчас говорят, «это работает» (хотя не всегда понятно, чем «это работает» отличается от «это очень мне нравится»).

Пятый – «Волшебная флейта» из Лиона (https://www.operaonvideo.com/die-zauberflote-lyon-2013-devieilhe-petryka-dereux/). Опять же, сколько «Волшебных флейт» мы видели, включая высокоумную от Кастеллуччи? Но именно в этой из, казалось бы, нехитрого, а на самом деле очень искусного приема с декорациями рождается ощущение настоящего волшебства. Шестой – опера Бриса Позе по трем рассказам Кафки, которую мы посмотрели благодаря тому, что Наташа подключила VPN и нам наконец стал доступен сайт Дижонской оперы. Если говорить только о музыке, то подобных опер немало, но сам факт того, что можно сделать оперу из трех рассказов Кафки, да еще и нескучную, да еще и показать «В исправительной колонии» вполне натуралистично и в то же время без нагнетания ужасов, производит сильное впечатление. Седьмой – «Воццек» из Цюриха с потрясающим Кристианом Герхаером: музыкально он, пожалуй, уступает берлинскому под управлением Баренбойма, но по сравнению с заслуженным Воццеком нашего времени, Францем Грундхебером, Герхаер создает совершенно другой, во многом неожиданный образ, и постановка на всех прочих «Воццеков» непохожа (и притом куда более убедительна, чем иные умозрительные версии этой оперы, в том числе амстердамская, несмотря на прекрасного Мальтмана).

Под номерами восемь и девять – две оперы, которые мы посмотрели в последний день городской самоизоляции, перед отъездом на дачу (между ними был еще один концерт). «Лу Саломе» Джузеппе Синополи (https://www.youtube.com/watch?v=sBAr7TJ-cbM) похожа много на что, в данном случае впечатление произвели не столько музыка и постановка, сколько сам факт существования этой оперы – все-таки нечасто крупный дирижер нашего времени пишет оперу (если это не Петер Этвеш, к примеру), фрагменты из которой потом записывает сам Каррерас. Тут же, конечно, вспоминается и имя Томаса Адеса, который, будучи отличным сочинителем опер, постепенно становится и убедительным дирижером, и именно под его управлением записана опера Джеральда Барри «Как важно быть серьезным». Эту запись хорошо знаю и люблю, но даже не мечтал увидеть оперу своими глазами, а вот увидел (и изрядно удивил Наташу попутно). Удивительная опера – скачки тесситуры там вполне экспрессионистские, но все это не трагично, а очень весело, хотя и может шокировать с непривычки.

И наконец десятый пункт – опера, которая в некотором смысле впечатлила нас больше всего вышеперечисленного, включая любимейшие названия, но их мы знали и до того, а об этой услышали впервые. Это «Кузнец из Гента» Шрекера (https://operavision.eu/en/library/performances/operas/der-schmied-von-gent-opera-ballet-vlaanderen, доступно до 6 ноября). Разумеется, как оперу я не поставлю ее выше множества шедевров, о которых уже шла речь, но впечатление осталось очень сильное – решили посмотреть начало ради интереса, открыли рот и до конца не закрывали. Во-первых, стыдно сказать, об этой опере мы прежде не слышали, хотя Шрекера знаем, уважаем и слышали как «Отмеченных», так и «Дальний звон». Во-вторых, опер, где герой продает душу дьяволу, не так мало, но во многих ли из них вслед за дьяволом появляются Иосиф и Мария, герою удается обдурить дьявола, а в финале, пока решается, в рай или в ад он попадет, открыть на перепутье ларек, прошу прощения, торговый павильон!? В-третьих, Фламандская опера, театр знаменитый, но все же не из первейших, поставила эту удивительную историю близко к идеалу. Право, жаль, что есть только одна аудиозапись этой оперы, умеренного качества, она заслуживает лучшего! Посмотрите ее непременно. Думаю, я бы даже посмотрел ее еще раз!

Странно благодарить всю эту ситуацию за что бы то ни было – но без нее столько опер мы не посмотрели бы никогда. За количеством мы не гнались, просто так получилось. Главное спасибо, разумеется, Наташе, которая с самого начала этого вала трансляций стала их собирать – сначала стихийно, потом организованно. Без нее всего этого бы мне не посмотреть, да и ей без меня, мне кажется, тоже – вместе-то веселее. Не факт, что когда-нибудь еще нам доведется смотреть так долго по паре опер в день, но лето еще не кончается, мы надеемся взглянуть хотя бы одним глазом на «Призраки Версаля» Корильяно (https://www.arte.tv/fr/videos/094383-000-A/les-fantomes-de-versailles/), «Анну Николь» Тернеджа (https://www.youtube.com/watch?v=wcXaM291D9A&feature=youtu.be), «Пеллеаса» в постановке Барри Коски (https://bachtrack.com/opera-video/pelleas-et-melisande-komische-oper-berlin/338219), «Антропоцен» Стюарта Макрэ (https://operavision.eu/en/library/performances/operas/anthropocene-scottish-opera#) и на многое другое. В общем, у нас еще большие планы :) а если кому-то режет глаз нехитрая оценка вроде «нам очень понравилось», так в начале указано, что душа я не оперная :)
Tags: "Воццек", mozart week, Берлин, Булез, Видео, Зальцбург, Итоги, Копачинская, Лазерные диски, Минковский, Слушал, Стравинский, Хиндемит, Хинтерхойзер, Черняков, Шнитке, Шостакович, Шёнберг, Эмар, Юровский, пение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments