Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Жизнь прекрасна, когда едешь на поезде

"Государство, - очень сложный организм, чтобы извлечь из него пользу, надо... он требует осмысления в целом" (Шукшин, "Штрихи к портрету")

Года три назад в байдарочном походе мы беседовали о государстве. Я с присущим мне юношеским максимализмом доказывал, что государство, особенно российское - априори античеловеческий институт. Моя учительница истории, в чем-то соглашаясь со мной, настаивала в целом на том, что государство все же нужная штука. "Ты ведь пользуешься, - приводила она пример, - общественным транспортом, теми же электричками?" "Да, - мгновенно заводился я, - а вы знаете, как они ходят!?" "Знаю, - спокойно отвечала она, - но если бы не существовало государства, они бы не ходили вообще". И была, вероятно, права. Однако тут требуется пара поправок.

Поправка первая. Электрички все больше стремятся к тому, чтобы-таки не ходить вообще, несмотря на руководящую и направляющую роль государства. Существует как минимум четыре расписания пригородных электричек. Одно продается в железнодорожных кассах. Другое, с весьма ощутимыми отличиями, висит на вокзалах и платформах. Третье висит рядом - это безразмерный список отмен и электричек, которые следуют не так, как написано в расписании, а иначе - например, с сорокаминутным опозданием и не до одной обещанной станции, а до другой. Четвертое - то, как они ездят на самом деле (и это весьма умеренно соответствует трем предыдущим вариантам).

Поправка вторая. Государство, или, точнее, одно из его ведомств, ведающее железными дорогами (МПС, что ли?) делает все, чтобы и при этих обстоятельствах максимально усложнить пользование пригородными электричками. Во-первых, традиционный технологический перерыв по будням, так называемое "окно". Всю мою жизнь он длился на нашей станции Казанской дороги примерно с 10-10, когда уходила последняя электричка на Москву, до половины первого. Это было привычно, хотя и противно. Теперь последний поезд идет в 9-43, первый после перерыва в 14-20. Почти пять часов вместо двух с половиной. Однако и это только цветочки. Дело в том, что в последние годы ряд узловых станций оборудовали турникетами, через которые выйти/войти можно только по билету. Что ж, дело неплохое, кто ж говорит, что надо ездить зайцем. Другой вопрос, что цивилизованнее было бы, например, продавать билеты в поездах; кроме того, есть случаи (когда ты опаздываешь, например, на последнюю электричку), когда ты готов и штраф заплатить, но куда важнее для тебя успеть сесть в поезд. А на вновь перестроенной станции "Выхино" это далеко не так просто: касса расположена не на платформе, а довольно далеко от нее; в кассу всегда большая очередь. После кассы надо спуститься в переход нереальной глубины, а уже потом из него подняться на платформу. Раньше этот процесс был куда проще, его можно было более или менее рассчитать по минутам. Теперь это невозможно. Однако интересно вот что. Если ты умудрился доехать до "Выхина" без билета, то ты должен приобрести билет "на выход". Дело, опять же, резонное, зайцем ездить прикольно, но нехорошо. И вот здесь-то и начинается самое интересное.

В понедельник днем я возвращался с дачи со своей племянницей Женей 12 лет. Это была первая или вторая электричка после "окна", заполненная под завязку. У меня был билет "туда-обратно", купленный в пятницу; согласно правилам, действовавшим в течение всей моей сознательной жизни, по такому билету, купленному накануне выходных дней, ты мог ехать обратно в течение любого из этих выходных, а также в течение следующего за ними буднего дня. Поэтому за себя я не волновался; у моей племянницы билета не было, ибо нашу станцию сейчас ремонтируют, поэтому касса находится вне платформы, и при покупке билета ты рискуешь опоздать на поезд. Мы рисковать не стали и решили купить для Жени на "Выхине" билет "на выход". Несмотря на то, что в эту кассу (разумеется, единственную) выстроилась огромная очередь, ровно передо мной там вывесили табличку "технологический перерыв 10 минут". "Как вам не стыдно! - завопила очередь за моей спиной, - в самый час пик!" "У меня час пик весь день", - лаконично ответила кассирша. Мне было особенно интересно, в чем это выражается в часы "окна", но получить ответ мне не удалось. Особо возмущавшимся соседям по очереди я предлагал навалиться всем миром на турникет и прекратить это издевательство, но настоящих буйных оказалось мало. 10 минут прошли, мы купили Жене билет "на выход", она счастливо миновала турникет, я приготовился последовать ее примеру, и не смог: автомат не прочитал штрих-код на моем билете.

Особенно удивляться мне не пришлось, ибо подобные сбои с этими автоматами бывают регулярно, и я направился к специальной девушке, которая открывает желанные врата людям типа меня. "Вот, не считывается", - показал я ей билет. "Так он у вас в пятницу куплен", - ответила она. "Верно, - согласился я, - и я могу ехать по нему обратно в течение первого буднего дня, следующего за выходными, то есть сегодня". "Только до 12 часов, - ответила девушка. - Так что поднимайтесь обратно и покупайте выходной билет". "Ну уж нет, - сказал я, - эту очередь я только что отстоял и второй раз не буду; мой обратный билет сегодня еще действителен, и я могу по нему выйти". "Не можете, ответила она, - он только до 12 часов, идите в очередь". В очередь я не пошел и решительно направился вперед; пройти сквозь створки даже закрытого турникета оказалось делом довольно простым даже для одного меня. Так что если бы навалилось хотя бы трое недовольных, это оказалось бы еще проще. Разумеется, девушка позвала на свою сторону охранника, с которым мы долго выясняли отношения, однако затем он почему-то меня отпустил. Хотя моих возражений по поводу обратного билета он искренне не понимал, или делал такой вид: "Ты купил билет в пятницу, - говорил он, - отлично, поезжай по нему в субботу, но понедельник-то тут при чем?" На мои слова о том, что по билету "туда-обратно", купленному накануне выходных дней, ты всегда мог ехать обратно в течение любого из этих выходных, а также в течение следующего за ними буднего дня, охранник реагировал с непониманием. Хотя и проявил отзывчивость в деле отпускания на волю меня.

Пара-тройка вопросов. Когда возникла эта идиотская поправка насчет того, что обратный билет действителен до 12 часов следующего дня? Может быть, вчера? Где тогда объявление аршинными буквами по этому поводу? И в чем ее смысл, если ни в 12, ни в 11, ни даже раньше поезда по будним дня уже не ходят?

А если она возникла вчера, то откуда у железной дороги такое доверие одновременно к свежим и к доисторическим правилам? Знаете ли вы, что на сегодняшний день льготы для школьников и студентов действительны только с 1 октября по 15 мая? (Типа в сентябре, а также во второй половине мая и в июне никто не учится и ничего не сдает, ага, угу.) А знаете ли, на каком основании? На основании постановления Госплана от (число, месяц) 1966 года.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments