?

Log in

No account? Create an account
Удивительное рядом - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Удивительное рядом [Feb. 21st, 2007|01:50 pm]
Маленький Моцарт
[music |Моцарт, фортепианный концерт #26]

Потрясающие встречи принес мне последний месяц. Пьер Булез, Хайнц Холлигер, Федор Дружинин. Каждое знакомство на вес золота, каждое дороже другого. Сам себе не верю, что посчастливилось с такими людьми познакомиться и поговорить.

С этими именами косвенно связаны некоторые впечатления от чтения свежей и несвежей прессы. Задав "Новостям Яндекса" "Неделю Моцарта" (на которой мне и довелось повстречать П.Б. и Х.Х.), нашел чудесное:

День рождения Моцарта в его родном городе принято отмечать целую неделю в концертном зале Моцартеум. Именно там состоятся музыкальные концерты с участием звезд мировой величины. В этом году Неделя Моцарта пройдет в необычном музыкальном формате, так как, помимо музыки самого Моцарта, будут звучать сочинения Георгия Лигетти, Альбана Берга, Джона Кэйджа, Оливье Мессиана, Джачинто Шельси, Пьера Буле и Йорга Видмана.

Георгий Лигетти - это, видимо, такой грузинский композитор итальянского происхождения. Дайте нам телефон вашего драгдилера, как сейчас модно шутить. "Музыкальные концерты" в "концертном зале" и "необычном музыкальном формате" - это вправду здорово.

Дальше "Новостям Яндекса" был задан нехитрый запрос "Ростропович" - хотел что-нибудь узнать о здоровье М.Р. Попал сюда и пришел в восторг, прочитав, как самый знаменитый из учеников упомянутого выше Дружинина говорит следующее:

РГ: Выступая на Западе, вы можете определить, как за пятнадцать лет меняется отношение к музыкантам из России? Как их воспринимают: как гастарбайтеров или как русских гениев?

Башмет: Отношение, конечно, меняется. <...> В момент перестройки у меня появилось ощущение, что я представитель третьего мира. Контакты держались на чисто профессиональном уважении. И только в последние годы стали хоть как-то считаться с нами. Все, что происходит и все, что мы чувствуем изнутри, выразил в Мюнхенской речи наш президент.

РГ: У вас есть музыкальные ассоциации на выступление президента?

Башмет: Концерт Шнитке для альта. Потому что там все на сто процентов так, как я ощущаю. Я не политик, но у меня был абсолютный восторг. Это сила драматизма, смелость, яркость - все напоминает мне Шнитке.


Впрочем, это не единственная радость, доставленная за последнее время "РГ". Неделю назад там было напечатано интервью со знаменитой пианисткой, где, среди прочего, говорится:

РГ: Уже в московский период вы играли много венцев - Моцарта, Брамса, Шуберта. Как менялись ваши интерпретации со временем?

Лионская: Это вопрос общий для культуры. Неуловимо со временем изменяется все: стиль, речь, даже ритм. Город, атмосфера тоже влияют на характер исполнения. Как сказал Иосиф Бродский в нобелевской речи: "Я стараюсь все, что есть в моих ресурсах, употреблять в моей работе".


Во-первых, Бродский в нобелевской речи, насколько я могу судить, ничего подобного не говорил. Во-вторых, фамилия интервьюируемой Леонской здесь, как и во всем интервью от начала до конца, написана с ошибкой. Что из этого полбеды, что беда - не знаю. Хотя высказывание по поводу Мюнхена и альтового концерта Шнитке, пожалуй, это вправду беда. Если не катастрофа. Это, можно сказать, новое слово в оценке музыкальных произведений.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: kto_to2
2007-02-21 01:23 pm (UTC)
я хоть в музыке и ни бум-бум, но это круто прозвучало )))) а главное не пойму зачем??? какая корысть у него? он же типо и так крут неимоверно и вполне значит независим, нет?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-02-21 01:36 pm (UTC)
Ты читаешь мои мысли. Я не стал говорить, хотя это у меня вертелось на языке: и Ростропович, и Башмет имеют уже столько разнообразных заслуг, что они по всем параметрам круче Путина при любой погоде. И зачем они периодически клянутся ему в верности - трудно понять. У Башмета здесь это сравнение - вообще ни к селу ни к городу (впрочем, это часть ответа на не самый умный вопрос). Ростропович в свое время пострадал от известной организации, и ему нахваливать Путина тем более не к лицу. И не по чину. Так что всё это и для меня большой вопрос.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-02-21 01:37 pm (UTC)
Кстати, Артюхину я написал. И он мне даже ответил почти сразу. Спасибо тебе за наводку.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: beljaew
2007-02-21 03:20 pm (UTC)
>Башмет: Концерт Шнитке для альта... это сила драматизма, смелость, яркость - все напоминает мне Шнитке.

Илья! успокой меня: не мог ведь башмет такое сказать про шнитке, ведь правда?
или я слушаю какого-то "не того" шнитке?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-02-21 04:12 pm (UTC)
Что тебе сказать, дружище? То ли РГ за Башмета дописала, то ли он имел в виду какой-то другой Альтовый концерт какого-то другого Шнитке. Тот Альтовый концерт, который в исполнении Башмета известен всему миру, а также тебе и мне - уж не знаю, как надо постараться, чтобы проассоциировать его с речью Путина (о чем бы в ней ни говорилось).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bolserslon
2007-02-21 07:41 pm (UTC)
Мы терпим бедствие. Течь по всему борту. SOS!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-02-21 11:00 pm (UTC)
Именно так. Как написал мне по этому поводу один уважаемый человек и музыкант, "Демократия в России это спивакизм, башметизм плюс кобзонизация всей страны". Увы. И все же я не могу понять, почему Башмет, отвечая на не очень-то умный вопрос, не остановился на словах "И только в последние годы стали хоть как-то считаться с нами".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lensla
2007-02-22 09:43 am (UTC)
Башмет, как мне кажется, это явление уже не культурное, а социальное. Поэтому он встроен в общую систему так сказать "ценностей". А в системе что теперь главное? Главное кричать громче всех какой у нас замечательный Президент, какие он проводит офигенные реформы и какие он речи гениальные прозиносит. Как грица, "у нас что ни гроб, то огурчик". Это не только модно, это очень прогрессивно. Как и читать Минаева с Робски, смотреть на гениталии и украшенные свастикой члены на всевозможных выставках (которые, кстати, финансирует ФАКК), ругать музыкальных критиков и называть ксению собчак "светской львицей".
В общем, меня это не впечатлило - честно говоря, бред какой-то. А вот ЛИонская здорово расстроила, тем более писавшего журналиста я все же хорошо знаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-02-22 11:07 am (UTC)
Да, "Лионская" - это отдельная песня, тем более писавшего журналиста я все же хорошо знаю. Но Башмет меня все же крайне удивил. Удивил поступательным повышением уровня бреда. Сначала фраза про президента, которой спокойно можно было не говорить. Потом еще более удивительное сообщение про Альтовый концерт. Разумеется, Башмет встроен в систему. Но неужели - наивный вопрос - мне больше хочется, чтобы он как-то из нее выделялся, чем ему?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nataschele
2007-02-22 11:54 pm (UTC)

Касательно Башмета

Будучи лишь скромным сторонним слушателем, глубин музыкальной кухни я не знаю, да собственно, и не хочу знать, дабы не лишать себя тех дивных эмоций, что получаю в БЗК чаще, чем где бы то ни было.
В общем-то и не предполагается, что музыкант обязан быть семи пядей во лбу и давать оценки политической ситуации. Он должен хорошо знать свое дело -играть на инструменте или, скажем, дирижировать. То, как оркестр Башмета выступил на минувшей неделе с Репиным, на мой взгляд, лишний повод для Ю.А. крепко задуматься над своими профессиональными обязанностями.
Тем не менее, все это очень и очень досадно. И как, черт возьми, зачем, ассоциировать слова политика с музыкой? Ах, ну да, конечно, это же Мюнхенская речь! (Это, пардон, как -уже устоявшееся название? А на форзац учебника истории дату вынесут?)И сравнивать это с музыкой Альфреда Гарриевича я бы постеснялась.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-02-23 08:48 am (UTC)

Re: Касательно Башмета

Спасибо за солидарность. Вы пишете ровно то, что я имел в виду. Музыкант, конечно, при желании может высказываться о чем хочет и даже может хвалить Путина напропалую, как Ростропович, однако Юрий Абрамович, по-моему, выступил куда более радикально. Ростропович все же не уподобляет Путина, скажем, Баху, а Башмет главнейшее дело своей жизни опустил подобным сравнением ниже всякого плинтуса.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_shoro
2008-02-12 09:53 am (UTC)
ох....нет, Илья, ты не понимаешь... это была "мюнхенская" речь - ты знаешь от Брежнева до Ельцина хоть одну не просто речь, а лондонскую, парижскую или мюнхенскую или ещё ТАКУЮ речь? Что-то не слыхать... это слышен чудный глас совсем иной эпохи - именной, которую такие как Хрущев и Кеннеди убили:) а убили вовсе не потому, что сами были хорошими (в отличие от предшественников) - нет! Они были слишком маленькими человеками - чтобы выстоять в именной эпохе (или - эпохЭ, что значит по-гречески ОСТАНОВ)...
воскрешение особого рода социального мира - это большой масштаб, вполне сравнимый и сопоставимый в своей особой же красоте с искусством и со Шнитке. Конечно, иное дело - как сравнить конкретный к-т и конкретную речь, и имел ли вообще что-то определенное в виду Башмет, сравнивая их... вероятно, ничего осознанного он не имел в виду - однако, бессознательно он, вероятно, весьма точно попал и угадал особенный, искусный, масштаб происходящего. Последний вовсе не обязательно принадлежит именно Путину как таковому - но уж точно с ним ДОЛЖЕН ассоциироваться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2008-02-12 10:06 am (UTC)
Верно. Как верно, полагаю, и то, что Башмет этого в виду не имел, а просто лихо сымпровизировал нечто, что и с первого, и с сотого прочтения вызывает оторопь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nikitakoshkin
2008-12-17 04:02 pm (UTC)

Башмак совсем съехал...

Блин...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2008-12-17 09:05 pm (UTC)

Re: Башмак совсем съехал...

И не говорите!
(Reply) (Parent) (Thread)