?

Log in

No account? Create an account
Вайнберг + - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вайнберг + [Dec. 14th, 2007|03:29 am]
Маленький Моцарт
[Current Location |Дома, на кухне]
[mood |Рабочее :о)]
[music |Фортепианное трио Шостаковича #2]

Лет шесть назад я впервые услышал и полюбил его виолончельный концерт. Загорелся желанием послушать всё остальное, что есть. В основном Вайнберг на CD тогда был издан фирмой Olympia. Некоторые из дисков я еще успел заказать по интернету. Вскоре Olympia приказала долго жить. Еще несколько дисков удалось найти в Москве. Чуть позже посчастливилось познакомиться с его вдовой и дочкой - пообщались хорошо, и не один раз, но у них его музыки оказалось, увы, совсем мало. Еще немного позже был концерт, где играли его квинтет - на меня произвело такое впечатление, что я написал о нем текст. Информацию для текста собирал с миру по нитке и с бору по сосенке, многого важного там явно нет, тем не менее позже оказалось, что многие пользуются этим текстом как главным источником про Вайнберга: газета "Театральный курьер" перепечатала значительную часть его безо всяких изменений, текст был подписан именем "Андрей Тальберг". Когда я после долгих попыток дозвонился до главреда, то услышал ответ, которого и ожидал: "А автор информацию из интернета брал". Помимо того, мой текст цитировался, также без ссылок, и в буклете оперы "Пассажирка", которую давали в ММДМ год назад. О Вайнберге я писал и еще несколько раз, полагая его музыку замечательной и абсолютно незаслуженно забытой. Замечательное интервью о нем любезно дал Валентин Берлинский.

За прошедшие годы что-то все же изменилось, хотя и едва ли моими усилиями. Наша "Мелодия" выпустила два его диска (в том числе с тем самым чудесным квинтетом), английская "Chandos" издала уже три диска его симфоний и вроде собирается продолжать, а немецкая "CPO" запустила полную серию его квартетов - их у Вайнберга семнадцать, и до сих пор не была записана и половина! Они собираются выпустить все, и сегодня от благородного smilga я получил первый диск этой серии, посланный мне не менее благородной mogikanka. Потрясающе. Спасибо!

Не имеющая отношения к делу статистика. В позапрошлом году я посетил 91 концерт и музыкальный спектакль. В прошлом - 103. В этом - 125, и год еще не кончился. "Где только время находит", как говорил один академик.

Update. Вспомнил вдруг, как вскоре после знакомства с семейством В. поехал навещать свою подругу детства, сломавшую ногу, и с горящими глазами ей об этом знакомстве рассказывал. Она отреагировала с довольно-таки сильным непониманием, мы даже потом несколькими большими электронными письмами обменялись на эту тему. Она писала, что в ее картину мира подобные знакомства вписываются плохо и что она плохо понимает, как можно находить время на столь отвлеченные вещи. Я отвечал, что для меня это вещи не отвлеченные, а очень даже важные и что я был бы рад конвертировать это в какое-то серьезное дело, только не знаю пока, как именно. Надеюсь, у меня немножко получилось.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 01:06 am (UTC)
Спасибо за уточнение! Не Наксос, а BIS, простите за занудство :о) да, стоило упомянуть, просто был старый диск, где сонаты играет Алла Васильева с автором, который мне посчастливилось раздобыть, потому-то этот меня и не обрадовал так сильно, как мог бы. Нет, если перечислять все релизы последнего времени, то и еще пара наберется - например, скрипичные сонаты с Колей Блахером и, кажется, еще одно исполнение виолончельных.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_blinov
2007-12-14 01:28 am (UTC)
Ну, уж ежели соревноваться в занудстве, то позвольте еще одно уточнение. Вот в этой статье http://old.russ.ru/culture/song/20030226_ilya.html
есть маленькая неточность: "А на премьере цикла романсов Шостаковича на стихи Блока Вайнберг выступил в ансамбле с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, оказавшись адекватной заменой Святославу Рихтеру."

Здесь Вайнберг не мог оказаться заменой Рихтеру, поскольку Шостакович сам предполагал играть премьеру и фортепианную партию писал "в расчете на свои скромные возможности" (см. все те же письма к Гликману).

Но это мелочь. В целом - огромное спасибо за информативные и интеллигентные статьи!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 01:35 am (UTC)
Спасибо за уточнение. В письмах к Гликману действительно именно так. Однако про Рихтера я не с потолка взял, ну как сочинить такое? Сейчас точно не вспомню, откуда. Мб у Мейера так? Сейчас нет его книги под рукой. Хотя и есть некоторый процент вероятности, что "музыкой навеяло". Не исключаю. Еще раз спасибо за уточнение и добрые слова!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_blinov
2007-12-14 01:44 am (UTC)
Кстати, как Вам мейеровская книжка? Я ее в раньшее время читал урывками у прилавка, но что-то она мне тогда не показалась, и покупать я не стал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 02:10 am (UTC)
Она мне попалась, когда я знал о Шостаковиче не так много - тогда она пришлась очень кстати. Теперь знаю - в частности благодаря ей - гораздо больше, оттого она и кажется мне нынче немного поверхностной. Но для ликбеза, по-моему, самое оно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_blinov
2007-12-14 02:55 am (UTC)
Для ликбеза уже поздновато будет...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 03:07 am (UTC)
Я не вас имел в виду, разумеется, а человека, который начинает интересоваться Шостаковичем и хочет прочесть о нем что-нибудь вполне понятное и притом достаточно подробное, но не слишком совковое. Примерно так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_blinov
2007-12-14 03:12 am (UTC)
Прочитал на днях отличную книжку "Shostakovich, Pianist" by Sofia Moshevich. Там, среди всего прочего, дана удивительно интересная сравнительная таблица шостаковичских темпов в фортепианных концертах. В одной колоночке то, что он пишет в нотах, а в соседних - то, что он играет на разных записях. Изумительно интересно сравнивать! Иногда картинка просто вверх тормашками.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 03:21 am (UTC)
Наверняка очень интересно. Правда, главное потрясение, связанное с темпами, у меня вызвала Седьмая Малера в интерпретации Клемперера. Это просто другая музыка по сравнению с той, что известна мне из многочисленных других исполнений.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_blinov
2007-12-14 03:28 am (UTC)
Любопытно! Завтра гляну в библиотеке. Спасибо за наводку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-14 03:33 am (UTC)
Не за что. На виниле она занимает две пластинки целиком. На CD - полтора сидюка, тогда как большинство исполнений влезает на один, не выходя за рамки 75-80 минут. Что Клемперер делает со второй частью, вы себе просто не представляете!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vict_or
2007-12-16 08:30 pm (UTC)
Мне кажется (хотя, быть может, я ошибаюсь), что у Вас тут спутались в памяти два события. Скрипичную сонату Шостаковича Вайнберг действительно показывал в СК вместе с Ойстрахом, а на публичной премьере Д. Ф. играл ее с Рихтером. Вот там Вайнберг, в первом случае, и оказался адекватной заменой Рихтеру. А насчет блоковского цикла правы Гликман и Илья.
Кстати, симфонии Шостаковича в СК Вайнберг неоднократно играл впервые вместе с Б. Чайковским. Борис Александрович говорил мне: "Мотеку не нужно разыгрываться, он только присядет за фортепиано, пусть даже и утром, только проснувшись, как готов играть что угодно".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-25 01:12 am (UTC)
Да, именно так. Случаются, разумеется, ошибки, когда думаешь одно, а пишешь почему-то другое. Но тут я, по-моему, не наврал, и исполнение планировалось именно с Рихтером. А что Вайнберг был незаурядным пианистом - многие вспоминают. Вот и Берлинский тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vict_or
2007-12-16 08:34 pm (UTC)
Прошу прощения, Метеку, конечно, а не Мотеку! :))
(Reply) (Parent) (Thread)