?

Log in

No account? Create an account
Вайнберг + - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вайнберг + [Dec. 14th, 2007|03:29 am]
Маленький Моцарт
[Current Location |Дома, на кухне]
[mood |Рабочее :о)]
[music |Фортепианное трио Шостаковича #2]

Лет шесть назад я впервые услышал и полюбил его виолончельный концерт. Загорелся желанием послушать всё остальное, что есть. В основном Вайнберг на CD тогда был издан фирмой Olympia. Некоторые из дисков я еще успел заказать по интернету. Вскоре Olympia приказала долго жить. Еще несколько дисков удалось найти в Москве. Чуть позже посчастливилось познакомиться с его вдовой и дочкой - пообщались хорошо, и не один раз, но у них его музыки оказалось, увы, совсем мало. Еще немного позже был концерт, где играли его квинтет - на меня произвело такое впечатление, что я написал о нем текст. Информацию для текста собирал с миру по нитке и с бору по сосенке, многого важного там явно нет, тем не менее позже оказалось, что многие пользуются этим текстом как главным источником про Вайнберга: газета "Театральный курьер" перепечатала значительную часть его безо всяких изменений, текст был подписан именем "Андрей Тальберг". Когда я после долгих попыток дозвонился до главреда, то услышал ответ, которого и ожидал: "А автор информацию из интернета брал". Помимо того, мой текст цитировался, также без ссылок, и в буклете оперы "Пассажирка", которую давали в ММДМ год назад. О Вайнберге я писал и еще несколько раз, полагая его музыку замечательной и абсолютно незаслуженно забытой. Замечательное интервью о нем любезно дал Валентин Берлинский.

За прошедшие годы что-то все же изменилось, хотя и едва ли моими усилиями. Наша "Мелодия" выпустила два его диска (в том числе с тем самым чудесным квинтетом), английская "Chandos" издала уже три диска его симфоний и вроде собирается продолжать, а немецкая "CPO" запустила полную серию его квартетов - их у Вайнберга семнадцать, и до сих пор не была записана и половина! Они собираются выпустить все, и сегодня от благородного smilga я получил первый диск этой серии, посланный мне не менее благородной mogikanka. Потрясающе. Спасибо!

Не имеющая отношения к делу статистика. В позапрошлом году я посетил 91 концерт и музыкальный спектакль. В прошлом - 103. В этом - 125, и год еще не кончился. "Где только время находит", как говорил один академик.

Update. Вспомнил вдруг, как вскоре после знакомства с семейством В. поехал навещать свою подругу детства, сломавшую ногу, и с горящими глазами ей об этом знакомстве рассказывал. Она отреагировала с довольно-таки сильным непониманием, мы даже потом несколькими большими электронными письмами обменялись на эту тему. Она писала, что в ее картину мира подобные знакомства вписываются плохо и что она плохо понимает, как можно находить время на столь отвлеченные вещи. Я отвечал, что для меня это вещи не отвлеченные, а очень даже важные и что я был бы рад конвертировать это в какое-то серьезное дело, только не знаю пока, как именно. Надеюсь, у меня немножко получилось.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: nnnkv
2007-12-15 10:35 pm (UTC)
Я постоянно встречаю рассуждения о влиянии Шостаковича на Вайнберга, но мне это влияние всегда казалось преувеличенным. Музыка Вайнберга все же чрезвычайно узнаваема, в любом сочинении, даже в музыке к "каникулам Бонифация", например. Совершенно специфическая интонация, другая, чем у Шостаковича, и жесткая воля, особенно удивительная для маленького, похожего на горбуна человека с большим добрым лицом.
Я хорошо помню, как на одном из заседаний "московского молодежного музыкального клуба" (в присутствии самого М.С.) Григорий Фрид сказал: "конечно, Шостакович повлиял на Вайнберга; но ведь и Вайнберг повлиял на Шостаковича!" Мне вот кажется, что поздний Шостакович, особенно Альтовая соната - это в очень большой степени влияние Вайнберга.
Берлинский рассказывает про "только два исполнения" цикла "Три пальмы". Я был на таком исполнении (возможно, первом); было это, насколько я помню, в 1981 году, в Малом зале; на сцене был, действительно, квартет Бородина, но мне явственно помнится, что пела тогда отнюдь не Людмила Белобрагина, а Галина Писаренко. Где-то в Москве у меня сохранилась программка того концерта. Там еще был тот самый фортепианный квинтет, и только что написанный 16-й квартет (видимо, премьера). Тогда я впервые услышал музыку Вайнберга и увидел его самого, он играл фортепианную партию квинтета. Я много про него слышал до этого; дело в том, что моя мама, в то время известный в Москве врач, лечила М.С. со второй половины 70-х годов, и, в сущности, спасла его тогда, у него были очень серьезные проблемы со здоровьем. В общем, она его подлечила, потом направила к крупнейшему специалисту в этой области медицины (М.Х.Левитану), и он прожил еще много лет (и пережил мою маму).
Я очень хорошо помню свое впечатление от музыки, особенно от квартета. Ну, я тогда был школьником, музыкой интересовался, но подобное слышал впервые, и квартет был для меня, мягко говоря, сложноват; но меня хватило на то, чтобы почувствовать, насколько все это содержательно, хотя и совсем не понятно. Вероятно, это впечатление сильно повлияло на мое отношение к музыке вообще; в сущности, это было одно из сильнейших художественных впечатлений в жизни.
Через несколько лет, где-то в конце 80-х годов, я сказал об этом самому Вайнбергу; он, как обычно, смущенно улыбнулся и поблагодарил. Я сказал: "ну, понимаете, вот до этого момента я слушал музыку, но только какую-нибудь... простую для понимания, Шопена там например, а вот после..." Тут М.С. совершенно неожиданно оживился, остро посмотрел на меня и очень энергично, даже резко, сказал, со своим польским акцентом: "нет, вы знаете... Шопен - это совсем, совсем не просто". Меня тогда совершенно поразила эта внезапная, секундная вспышка энергии, по столь мелкому поводу.
Он, действительно, очень не любил говорить о войне (и я помню, как резко на том заседании МММК Фрид обрывал каждого, кто пытался задать вопрос об этом), но однажды рассказал про эвакуацию в Ташкент (он говорил "убежал"). О тюрьме он не говорил никогда (и я, собственно, ничего не знал об этом, пока не прочел в интернете, кажется, на сайте Иена Макдональда).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-15 11:19 pm (UTC)
Спасибо!!! Подробно ответить сейчас не успеваю, а коротко - самый дорогой отзыв, какой только может быть!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-25 01:21 am (UTC)
Именно, именно, именно! Ну как-то странно ломиться в открытую дверь и говорить, что почти любой композитор будет на кого-нибудь да похож, это ведь и так ясно. Шнитке в статье "Круги влияния" перечисляет полтора десятка славных имен, которые "начинали свою собственную музыкальную ветвь от этого ствола" - от Шостаковича то есть. А сколько написано неважной музыки в попытках писать, "как Шостакович"! Разве можно не слышать, что Вайнберг не имеет с нею ничего общего? И что его музыка, хоть и растет из шостаковичевского ствола, индивидуальна и узнаваема? И что Вайнберг, действительно, повлиял на Шостаковича, как и сам Д.Д. признавал? Еще раз огромное спасибо вам за ответ. А может быть, вас можно было бы расспросить об М.С. поподробнее?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nnnkv
2007-12-25 11:16 pm (UTC)
Ну, мне, в общем, нечего рассказать. Я видел Вайнберга много раз, в 80-е годы он обычно ходил на свои концерты, пока здоровье позволяло (последний раз я видел его, наверное, на премьере "Идиота" в театре Покровского), пару раз был у него дома, но разговаривал с ним более или менее продолжительно раза два или три всего. Он был очень вежлив, но скромен (хотя не застенчив), и довольно замкнут. Хотя, при всей его легендарной не-склонности к высказываниям, он, кажется, был вполне способен связно, складно и интересно говорить, в том числе - со сцены. Но я был тогда совсем молодым человеком, и разговаривать с ним не особенно стремился, понимая, что не могу быть ему интересен. Так что все общение было с Ольгой Юльевной в основном :-) Я и сейчас с ними иногда общаюсь, вот письмо от Ани только вчера получил.
Вообще-то я вот думаю - если кого про Вайнберга надо бы расспросить, так это Г.С.Фрида, пока не поздно. Он ведь жив, насколько я понимаю? Они были друзьями с 40-х годов еще.
Кстати, Илья, если я правильно понимаю, кто вы, то я знаком с вашим папой :-) Не по работе, просто лет 10 назад жили в одной гостинице в Марселе, месяц или два, общались немного
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-25 11:19 pm (UTC)
Надо же, как интересно. А как вас зовут? Передам папе привет с удовольствием, он сейчас в Москве как раз. Если в Марселе - то да, это наверняка он. Фрид жив, да, хотя и очень немолод. А про "Идиота" что-нибудь можете вспомнить?
(Reply) (Parent) (Thread)