?

Log in

No account? Create an account
Вайнберг + - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вайнберг + [Dec. 14th, 2007|03:29 am]
Маленький Моцарт
[Current Location |Дома, на кухне]
[mood |Рабочее :о)]
[music |Фортепианное трио Шостаковича #2]

Лет шесть назад я впервые услышал и полюбил его виолончельный концерт. Загорелся желанием послушать всё остальное, что есть. В основном Вайнберг на CD тогда был издан фирмой Olympia. Некоторые из дисков я еще успел заказать по интернету. Вскоре Olympia приказала долго жить. Еще несколько дисков удалось найти в Москве. Чуть позже посчастливилось познакомиться с его вдовой и дочкой - пообщались хорошо, и не один раз, но у них его музыки оказалось, увы, совсем мало. Еще немного позже был концерт, где играли его квинтет - на меня произвело такое впечатление, что я написал о нем текст. Информацию для текста собирал с миру по нитке и с бору по сосенке, многого важного там явно нет, тем не менее позже оказалось, что многие пользуются этим текстом как главным источником про Вайнберга: газета "Театральный курьер" перепечатала значительную часть его безо всяких изменений, текст был подписан именем "Андрей Тальберг". Когда я после долгих попыток дозвонился до главреда, то услышал ответ, которого и ожидал: "А автор информацию из интернета брал". Помимо того, мой текст цитировался, также без ссылок, и в буклете оперы "Пассажирка", которую давали в ММДМ год назад. О Вайнберге я писал и еще несколько раз, полагая его музыку замечательной и абсолютно незаслуженно забытой. Замечательное интервью о нем любезно дал Валентин Берлинский.

За прошедшие годы что-то все же изменилось, хотя и едва ли моими усилиями. Наша "Мелодия" выпустила два его диска (в том числе с тем самым чудесным квинтетом), английская "Chandos" издала уже три диска его симфоний и вроде собирается продолжать, а немецкая "CPO" запустила полную серию его квартетов - их у Вайнберга семнадцать, и до сих пор не была записана и половина! Они собираются выпустить все, и сегодня от благородного smilga я получил первый диск этой серии, посланный мне не менее благородной mogikanka. Потрясающе. Спасибо!

Не имеющая отношения к делу статистика. В позапрошлом году я посетил 91 концерт и музыкальный спектакль. В прошлом - 103. В этом - 125, и год еще не кончился. "Где только время находит", как говорил один академик.

Update. Вспомнил вдруг, как вскоре после знакомства с семейством В. поехал навещать свою подругу детства, сломавшую ногу, и с горящими глазами ей об этом знакомстве рассказывал. Она отреагировала с довольно-таки сильным непониманием, мы даже потом несколькими большими электронными письмами обменялись на эту тему. Она писала, что в ее картину мира подобные знакомства вписываются плохо и что она плохо понимает, как можно находить время на столь отвлеченные вещи. Я отвечал, что для меня это вещи не отвлеченные, а очень даже важные и что я был бы рад конвертировать это в какое-то серьезное дело, только не знаю пока, как именно. Надеюсь, у меня немножко получилось.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: xfqybr
2007-12-25 10:49 pm (UTC)

Re: И немедленно обратил...

В случае Вайнберга, и не его одного, влияние времени почти тождественно влиянию Шостаковича. Как пишет Шнитке в упомянутой уже заметке "Круги влияния", в определенный момент ни один серьезный композитор не мог избежать влияния Шостаковича, даже если бы и хотел. Другое дело - вопросы сознательной имитации или подражания: как справедливо говорил Эдисон Денисов, "если автор пытается сочинить "как у Шостаковича", то получается "как у Левитина", то есть этакий Шостакович для бедных. Был очень огорчен, услышав недавно запись некоей относительно новой симфонии Тищенко, которая соответствует этому абсолютно, хотя у него есть и самостоятельные, очень интересные сочинения. Эта же вещь - типичная попытка, мб и невольная, написать "как у Шостаковича". Я всё к тому веду, что случай Вайнберга, очевидно, имеет совершенно другую природу. У него как раз стремления писать под Шостаковича, полагаю, не было, просто специфика таланта была такова, что иногда получалось очень уж схоже, но при этом всё же по-своему. Вот. Ну а период Шопена - это замечательно. Потом будет еще какой-нибудь.
(Reply) (Parent) (Thread)