?

Log in

No account? Create an account
СУД - Павел Коган против Консерватории и "Газеты" - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

СУД - Павел Коган против Консерватории и "Газеты" [Feb. 24th, 2009|02:49 pm]
Маленький Моцарт
[music |Губайдулина : Фортепианный квинтет]

Несколько слов о том, что произошло 18 февраля в Пресненском суде.

История началась в ноябре 2008 года, когда ректор Московской консерватории Тигран Алиханов дал интервью "Газете". Главной темой стало то, что Министерство культуры, по словам Алиханова, давит на консерваторию с тем, чтобы та бесплатно предоставляла залы определенным коллективам, не требуя арендной платы. Идея и инициатива интервью исходили от Алиханова и его помощников, заинтересованных в скорейшей публикации. В интервью были задеты интересы четырех дирижеров, однако реакция последовала лишь от одного. Люди из команды Гергиева хотели выступить в "Газете" с изложением своей точки зрения, однако редактор отдела культуры этой идеи не принял, и они с ней больше не выступали.

Через месяц почти весь наш отдел был уволен. Еще через месяц один из "обиженных" дирижеров, Павел Коган, подал в суд на Алиханова и на "Газету", намереваясь отсудить 4 млн рублей за нанесение ущерба его деловой репутации. Тем временем Алиханов с должности ректора был снят - по сообщению источников в Консерватории, не без влияния того самого интервью. Это не отменяло предстоящего суда; суть его, впрочем, была не совсем такова, как следовало из сообщения, разосланного пресс-секретаршей Когана Анастасией Мизикаевой. Иск был адресован не Алиханову и "Газете", а Консерватории, "Газете" и мне как автору интервью. Юрист, с которым я консультировался, посоветовал ходатайствовать в суде о привлечении Алиханова как соответчика и вооружил меня книгой, посвященной разбору похожих дел. Изучив ее, я и отправился в суд - по иронии судьбы, в двух шагах от редакции "Газеты".

Суд шел около трех часов. Присутствовали судья С.В.Максимкин, секретарша, юрист из Консерватории, юристка из "Газеты" Татьяна Кожевникова, автор этих строк, представитель истца (Михаил Ефимович, фамилию не расслышал - далее М.Е.) и сидевшая при нем неотлучно г-жа Мизикаева. Позже пришли еще две сотрудницы суда; они сели справа от судьи и стали сшивать нитками материалы старых дел. Одна из них была темнокожа и весьма свободно одета, что добавляло абсурда ситуации.

Вначале выступил М.Е., огласивший суть исковых требований: пожилой, косноязычный товарищ в пиджаке поверх старого свитера. Он просил суд взыскать 2 млн рублей с Консерватории + столько же с "Газеты" и с меня совокупно. На вопрос судьи о том, чем обусловлена сумма, М.Е. ответил, что продажную прессу пора призвать к ответу и что она про хорошее не пишет, а пишет только про скандалы. Свои слова М.Е. проиллюстрировал художественным образом: "Если новый мост построят, ни одна газета не напишет, а вот если мост взорвется, напишут все". Упоминая имя Алиханова, М.Е. утверждал "Ректору не подобает заниматься такими вещами" и даже "Ректору неповадно говорить такое", перепутав "не подобает" и "неповадно". Помимо 4 млн рублей, М.Е. требовал от "Газеты" напечатать опровержение четырех фраз, будто бы нанесших ущерб доброму имени Когана. Сильнее всего истца задел фрагмент.

Дело доходит до прямого обмана, как с концертом памяти Хачатуряна. Мы предоставили зал, оркестр Павла Когана играл бесплатно, и Коган дирижировал бесплатно, но потом я узнаю, что кто-то заплатил оркестру, дирижеру и выкупил 500 билетов.

Пытаясь опровергнуть эти слова, М.Е. сообщил, что "выкупить" билеты никто не мог: "Билеты на концерт распродавались... то есть распространялись бесплатно". Не единственная его оговорка: цитируя фрагменты интервью, где перечислялись Гергиев, Коган и Горенштейн, М.Е. ни разу не смог произнести фамилию Гергиева правильно, называя его то ГеОргиевым, то ГергИевым. Он также предоставил документы о том, что зал был предоставлен оркестру не бесплатно.

Следом выступила юристка "Газеты" Татьяна Кожевникова. Ссылаясь на различные статьи Закона о СМИ и Постановления Пленума Верховного Суда "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", она показала, что интервью не содержит порочащих истца сведений. Концерт памяти Хачатуряна проходил при поддержке Союза Армян России, Посольства Армении в России и других организаций, и слова "кто-то заплатил оркестру" не являются распространением сведений о получении "черного нала", вычитанных между строк представителем истца: речь может идти об оплате транспортных расходов для оркестра или о спонсорском взносе. Само интервью является ответом официального лица на запрос "Газеты", сделанный через пресс-службу, что не противоречит Закону о СМИ. Таким образом, интервью не содержит ни оснований для того, чтобы весь оркестр п/у Павла Когана (116 человек), как следует из слов истца, стал жертвой "нравственных страданий" и "морального ущерба", ни сведений о "черном нале" и "обмане публики". Немного деталей добавили юрист Консерватории и я.

Пришла пора вопросов и ответов. М.Е. интересовался моей степенью участия в подготовке текста: он был уверен в том, что Алиханов такого сказать не мог и что слова "кто-то заплатил оркестру" приписал я. Ввиду моей юридической безграмотности, на вопросы отвечала либо Татьяна, либо я, но не без ее совета. И на вопрос о том, сколько длилась наша беседа с ректором, я ответил, что не помню. А на вопрос о том, редактировался ли мною текст, Татьяна ответила, что авторское высказывание ректора редактуре не подлежит. На вопрос о том, дословно ли в тексте воспроизведены слова ректора, Татьяна ответила утвердительно и добавила, что мы располагаем аудиозаписью, хотя и без нее можем ответить положительно, ведь ректор опубликованного текста не оспаривал. Кроме М.Е., слушать запись никто не рвался, поскольку разговор в любом случае шел только о словах, попавших в опубликованный текст. Тем не менее было решено ее прослушать, и минут десять ушло на поиск колонок и подготовку аппаратуры. Помимо полной копии беседы, у нас был диск с ключевыми ее фрагментами; прозвучал в суде и самый интересный из них.

Почему дело доходит до прямого обмана, как это было с концертом памяти Хачатуряна 6 июня? Они проводили благотворительный концерт и требовали бесплатно предоставить им Большой зал. Оркестр играл бесплатно, Коган дирижировал бесплатно... а потом я узнаю, только давайте не будем выяснять, откуда: "То есть как бесплатно? Да мы же им заплатили 5 000 долларов и выкупили 500 билетов"! Hе буду называть, кто. Но кто-то заплатил оркестру и дирижеру 5 000 долларов за этот концерт и выкупил при этом 500 билетов в зале. И это благотворительный концерт!? Как Райкин говорил, "вы меня извините". Это обман.

М.Е. оказался в сложном положении. С одной стороны, едва ли он хотел бы видеть в печати именно эти слова. С другой стороны, он торжествовал, поскольку текст очевидно не соответствовал опубликованному, и пытался уличить нас в обмане. Обмана нет, - ответила ему Татьяна, - поскольку напечатанный текст дословно соответствует речи ректора, к которой ничего не приписали ни редакция, ни интервьюер; когда берется интервью, то не все вопросы и ответы обязаны попасть в печать, а многое зачастую говорится и не для печати. М.Е. кипел, но возразить не смог, судья не возражал тоже.

Затем М.Е. вновь завел разговор о "нравственных страданиях оркестра" (как будто кто-то показывал оркестру публикацию) и уточнил, что "один из членов оркестра попал в больницу из-за нравственного стресса". Он попросил вызвать в качестве свидетеля г-жу Мизикаеву, которая могла бы многое добавить на эту тему. Судья объяснил, что свидетель должен был ждать вызова в коридоре, а не присутствовать на процессе с самого начала, и просьбу отклонил. Тогда М.Е. попросил внести уточнение в исковые требования: речь шла о некоторых поправках в тексте опровержения, которое должно было бы быть опубликовано "Газетой". Судья не возражал и дал 15 минут на внесение исправлений в 4 экземпляра. Ввиду отсутствия под рукой ксерокса, представители истца переписывали текст ручкой, и перерыв продолжался 35 минут.

После перерыва судья вернулся, принял уточненные исковые требования и удалился для вынесения приговора. Федеральному государственному учреждению культуры "Московский Государственный Академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана" в удовлетворении иска было отказано.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: aklyon
2009-02-24 02:48 pm (UTC)
Поздравляю, брателло! а об исходе суда я уже знал 19-го утром.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2009-02-24 02:50 pm (UTC)
Мне просто некоторые подробности процесса хотелось зафиксировать и довести до общественности. Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: verbilki
2009-02-24 02:55 pm (UTC)
Хорошо, что хорошо все закончилось.
Про "нравственный стресс" понравилось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2009-02-24 02:56 pm (UTC)
Мне тоже! Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike67
2009-02-24 04:56 pm (UTC)
А то, что мы за тебя переживали-страдали, это Когану безразлично? Да я один миллиона на три настрадался!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2009-02-24 10:43 pm (UTC)
Думаю, я тоже. После суда только осознал, насколько глубоко все это воспринял. Суд был утром, я остаток дня еле ноги таскал. А надо было еще на родительское собрание идти. Спасибо, Миш!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike67
2009-02-25 12:51 am (UTC)
Я знаю, на суде очень тяжело! Ты молодец.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2009-02-25 01:14 am (UTC)
Ну, молодец не столько я, сколько Таня Кожевникова. Мы знакомы четвертый год, она человек жесткий, бывала жестка в том числе и по отношению к нашему отделу. Когда-то я не поверил бы, что стану вспоминать ее добрым словом, но вспоминал уже не раз, а по поводу суда тем более всегда буду! Там тяжеловато, да.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kordonsky
2009-02-24 05:28 pm (UTC)
Все хорошо что хорошо кончается. Но печально, что профессия журналиста продолжает быть опасной, даже если писать о классической музыке (про попсовый шоу-бизнес уж и не говорю).
Суммы назывались вполне опасные для жизни.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2009-02-24 10:44 pm (UTC)
Именно так. Спасибо за поддержку, Миша.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: bella_irina
2009-02-24 05:38 pm (UTC)
Рада, что все кончилось хорошо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2009-02-24 10:44 pm (UTC)
Спасибо, Ирк. С племянником тебя, кстати!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tanya_smol
2009-02-24 08:31 pm (UTC)
ЕЩе раз поздравляю, Илюха.
Суд над тобой выглядит прямым продолжением небезызвестной истории,
случившейся в г. Ирвайн. Прямо хоть новую поэму пиши.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2009-02-24 10:47 pm (UTC)
Спасибо, Танюха. Как странно: историю про тюрьму и поэму о ней я помню всегда, слишком уж опыт уникальный. Однако в связи с этим сюжетом она мне почему-то не приходила в голову! Зато он увязался очень логично с двумя другими историями: приход в "Газету" нового редактора и отношения с ним, а также завершающий этап работы над книгой "Смычок в шкафу" (посылал ли я тебе летопись этой работы?). По-моему, история с Коганом и судом очень естественно эту цепь продолжает. Замыкает, хотелось бы надеяться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kto_to2
2009-03-04 12:28 am (UTC)
ура! рада что все закончилось нормально!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2009-03-04 12:38 am (UTC)
Да, спасибо большое. За последний год это третья Дурацкая История, которая происходит со мной - постараюсь написать об этом подробнее. Впрочем, про все три отдельно я писал, слишком уж хорошо (?) они вместе сложились. Еще раз спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: il_canone
2011-03-30 05:30 am (UTC)
Спасибо, интересно и поучительно. К сожалению, ссылка на само интервью не открывается. А с арендой залов Московской Консерватории для филармонических концертов вообще какая-то байда, почитайте на OS, исполнителям в Малом и Рахманиновском залах не будут платить в этом сезоне гонорар из-за высоких цен на аренду, которые выставила Консерватория после ремонта. А Анастасия мне тоже очень понравилась.

Edited at 2011-03-30 05:31 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-03-30 09:47 am (UTC)
Виноват, раньше ссылка работала, а после изменений на сайте "Газеты" перестала - исправил, теперь работает опять. Материал на OS уже читал, тоже поразился насчет исполнителей, которые обещали играть бесплатно хотя бы раз в сезон. Анастасия - невероятная женщина, вправду. Когда вся ситуация с судом и интервью стала обсуждаться на форуме "Классика", там начали появляться странные сообщения от человека, который якобы был на суде. Если это не фантазер и не обычный форумный тролль, то кроме Анастасии - некому, хотя два года спустя это, разумеется, уже неважно. Впрочем, важно, потому что Коган еще раз подтвердил, что не изменился.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: il_canone
2011-03-30 10:06 am (UTC)
прочитала интервью. знаете, я думаю, есть две интимные темы, на которые в "приличном обществе" наложены табу: это секс и деньги. Не принято публично рассуждать о том, кто с кем спит и как. можно намекнуть, но очень легко, и то, когда "все свои". так же не принято рассказывать, кто кому заплатил (или не заплатил/зарыл/отжал/распилил), когда и почему. Думаю, в этом (Гергиевских якобы зарытых миллиардах) и причина таких катастрофических последствий этой статьи. А иск Когана - он, как человек опытный, чувствующий конъюнктуру, решил проехаться на этой ситуации. Но нужно было ему лучше подготовиться, чтобы победить. не анастасию в суд посылать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2011-03-30 10:13 am (UTC)
Совершенно с Вами согласен. Я не знаю, чего собирался достичь Алиханов этим интервью. Притом что встречались мы не первый раз и друг друга знали. Так или иначе, он очень хотел его дать. Еще сильно смягчать весь текст пришлось.
(Reply) (Parent) (Thread)