Маленький Моцарт (xfqybr) wrote,
Маленький Моцарт
xfqybr

Category:
  • Music:

Переслушать всего Шнитке, или "Мне Меерович напел"

Эту трудновыполнимую задачу поставил я себе в связи с его юбилеем - когда еще соберешься такое сделать? Всего, конечно, не удалось, но, как говорил герой повести "Саша и Шура", довольно значительную часть его творчества... Список прилагаю.

Однако сегодня мне довелось услышать/увидеть сочинение Шнитке, которого я прежде не слышал и не видел. Записи его нету и есть даже мнение, что она невозможна, поскольку главная составляющая "Трех сцен" - то, что происходит на сцене, около нее и в зале. Тут я не соглашусь - можно и по записи составить о сочинении некоторое впечатление, тем более что о его живых исполнениях писали довольно много. Читать это сейчас странно: Александр Локшин, например, описывает исполнение "Трех сцен" (со слов Михаила Мееровича) более чем иронически. Шнитке он называет "автор бетховенского скрипичного концерта", намекая на каденцию Шнитке к оному, сомневается в религиозности Шнитке и обвиняет того в жульничестве. Мягче и уважительнее пишет Федор Дружинин, которого, однако, тоже возмутил похоронный вынос из зала вибрафона.

Теперь, конечно, и "Три сцены", и написанное о них воспринимаешь иначе. Во-первых, не счастье ли уже то, что были живы и творчески активны Локшин, Дружинин, Шнитке, могли ходить друг к другу на концерты? Во-вторых, Локшина уважаю и люблю, а потому недоумеваю насчет его желчной оценки. И его, и Шнитке я воспринимаю как своего рода российских наследников Альбана Берга, - при всей условности подобной формулировки - у них немало общего, и жаль, что люди в силу тех или иных причин ищут между собой различия, а не сходства. В-третьих, Шнитке свое место в истории давно занял, причем не количеством (см. ниже), а качеством своих сочинений, и даже если расценивать "Три сцены" как эксперимент, то разве он не имел на него права?

А еще меня в очередной раз сегодня поразил мой друг graf_g, игравший в "Трех сценах" на большом барабане. Вы бы видели его во фраке и белых перчатках! Казалось, будто он в них родился! И это даже не главное. Во время аплодисментов Гриша, конечно, заметил меня в первом ряду, но скользнул глазами, как по незнакомому. Его способность быть в образе поразительна, я помню это еще по "Вишневому саду". Где, кстати, с первой репетиции он был готов играть любую из ролей. Спасибо тебе, друг!

А вот и обещанный список (могут быть повторы, поскольку многое слушал в нескольких исполнениях).

Серенада, Четыре гимна, Диалог для виолончели и ансамбля, Сюита из "Маленьких трагедий"
Серенада, Струнное трио, Три мадригала, Фортепианный квинтет
Концерт для ф-но с оркестром '60 Концерт для ф-но и струнных '79 Концерт для двух ф-но и камерного оркестра '88
Симфония #0, Нагасаки
Симфония #8, Symphonic Prelude, For Liverpool
Stille Musik, Фуга для скрипки, Звучащие буквы, Струнное трио, Фортепианный квинтет
Хоровой концерт, Голоса природы, Minnesang
Скрипичная соната (1955)
Импровизация и фуга
Сонаты для ф-но ##1, 2, 3
Кончерто гроссо #1, Quasi una sonata в версии для скрипки и оркестра, Moz-Art a la Haydn, A Paganini
Фортепианный концерт
Концерт для арфы, гобоя и струнных
Фауст-кантата
Струнные квартеты, Канон памяти Стравинского, Фрагмент хорового концерта в переложении для квартета 2CD
Скрипичный концерт #4
Симфония #8
"Ревизская сказка"
Монолог для альта и струнных
Скрипичный концерт #3
Скрипичная соната #3
Концерт для ф-но и струнных
Musica nostalgica, эпилог из балета "Пер Гюнт", виолончельные сонаты
Музыка для ф-но и камерного оркестра, Септет, Sound and Resound, In Memoriam...
Концерт для виолончели #2, In Memoriam...
Пер Гюнт
Концерт для ф-но и струнных
Реквием
Скрипичные концерты ##1, 2
Киномузыка: "Похождения зубного врача", "Спорт, спорт, спорт"
Киномузыка: "Сказка странствий", "Рикки-Тикки-Тави"
Киномузыка: "Клоуны и дети", "Вальс", "Стеклянная гармоника", "Восхождение"
Киномузыка: "Повесть о неизвестном актере", "Комиссар"
Киномузыка: "Сказка странствий", "Агония", "Приключения Травки", "Осень", "Похождения зубного врача", "Восхождение", "Клоуны и дети", "Повесть о неизвестном актере"
Симфония #1
Симфония #2
Симфония #3
Симфония #4
Концерт для ф-но в 4 руки и оркестра, Концерт для виолончели #1
Кончерто гроссо #1
Концерт для виолончели #1
Кончерто гроссо #2
Альтовый концерт
Кончерто гроссо #2
Фауст-кантата
Кончерто гроссо #3, Соната для скрипки с оркестром, Трио-соната для камерного оркестра
Прелюдия памяти Шостаковича
Сюита в старинном стиле (для клавесина, виоль д'амур и ударных)
Соната для скрипки с оркестром, Сюита в старинном стиле, Концерт для ф-но и струнных, 5 фрагментов по мотивам картин Иеронима Босха
Кончерто гроссо #4/ Симфония #5
Пианиссимо
Кончерто гроссо #5
Скрипичный концерт
Симфонии ##6, 7
Кончерто гроссо #6
Симфония #8
Симфония #9
История доктора Фауста 2CD
Гоголевская сюита ("Ревизская сказка"), Лабиринты
Виолончельная соната #2
Эпилог из балета "Пер Гюнт"
Tags: Гриша Дурново, Дружинин, Ивашкин, Локшин, Шнитке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments