?

Log in

No account? Create an account
Переслушать всего Шнитке, или "Мне Меерович напел" - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Переслушать всего Шнитке, или "Мне Меерович напел" [Feb. 11th, 2010|11:15 pm]
Маленький Моцарт
[Tags|, , , , ]
[music |Шуман : Первая симфония / Равель : Благородные и сентиментальные вальсы]

Эту трудновыполнимую задачу поставил я себе в связи с его юбилеем - когда еще соберешься такое сделать? Всего, конечно, не удалось, но, как говорил герой повести "Саша и Шура", довольно значительную часть его творчества... Список прилагаю.

Однако сегодня мне довелось услышать/увидеть сочинение Шнитке, которого я прежде не слышал и не видел. Записи его нету и есть даже мнение, что она невозможна, поскольку главная составляющая "Трех сцен" - то, что происходит на сцене, около нее и в зале. Тут я не соглашусь - можно и по записи составить о сочинении некоторое впечатление, тем более что о его живых исполнениях писали довольно много. Читать это сейчас странно: Александр Локшин, например, описывает исполнение "Трех сцен" (со слов Михаила Мееровича) более чем иронически. Шнитке он называет "автор бетховенского скрипичного концерта", намекая на каденцию Шнитке к оному, сомневается в религиозности Шнитке и обвиняет того в жульничестве. Мягче и уважительнее пишет Федор Дружинин, которого, однако, тоже возмутил похоронный вынос из зала вибрафона.

Теперь, конечно, и "Три сцены", и написанное о них воспринимаешь иначе. Во-первых, не счастье ли уже то, что были живы и творчески активны Локшин, Дружинин, Шнитке, могли ходить друг к другу на концерты? Во-вторых, Локшина уважаю и люблю, а потому недоумеваю насчет его желчной оценки. И его, и Шнитке я воспринимаю как своего рода российских наследников Альбана Берга, - при всей условности подобной формулировки - у них немало общего, и жаль, что люди в силу тех или иных причин ищут между собой различия, а не сходства. В-третьих, Шнитке свое место в истории давно занял, причем не количеством (см. ниже), а качеством своих сочинений, и даже если расценивать "Три сцены" как эксперимент, то разве он не имел на него права?

А еще меня в очередной раз сегодня поразил мой друг graf_g, игравший в "Трех сценах" на большом барабане. Вы бы видели его во фраке и белых перчатках! Казалось, будто он в них родился! И это даже не главное. Во время аплодисментов Гриша, конечно, заметил меня в первом ряду, но скользнул глазами, как по незнакомому. Его способность быть в образе поразительна, я помню это еще по "Вишневому саду". Где, кстати, с первой репетиции он был готов играть любую из ролей. Спасибо тебе, друг!

А вот и обещанный список (могут быть повторы, поскольку многое слушал в нескольких исполнениях).

Серенада, Четыре гимна, Диалог для виолончели и ансамбля, Сюита из "Маленьких трагедий"
Серенада, Струнное трио, Три мадригала, Фортепианный квинтет
Концерт для ф-но с оркестром '60 Концерт для ф-но и струнных '79 Концерт для двух ф-но и камерного оркестра '88
Симфония #0, Нагасаки
Симфония #8, Symphonic Prelude, For Liverpool
Stille Musik, Фуга для скрипки, Звучащие буквы, Струнное трио, Фортепианный квинтет
Хоровой концерт, Голоса природы, Minnesang
Скрипичная соната (1955)
Импровизация и фуга
Сонаты для ф-но ##1, 2, 3
Кончерто гроссо #1, Quasi una sonata в версии для скрипки и оркестра, Moz-Art a la Haydn, A Paganini
Фортепианный концерт
Концерт для арфы, гобоя и струнных
Фауст-кантата
Струнные квартеты, Канон памяти Стравинского, Фрагмент хорового концерта в переложении для квартета 2CD
Скрипичный концерт #4
Симфония #8
"Ревизская сказка"
Монолог для альта и струнных
Скрипичный концерт #3
Скрипичная соната #3
Концерт для ф-но и струнных
Musica nostalgica, эпилог из балета "Пер Гюнт", виолончельные сонаты
Музыка для ф-но и камерного оркестра, Септет, Sound and Resound, In Memoriam...
Концерт для виолончели #2, In Memoriam...
Пер Гюнт
Концерт для ф-но и струнных
Реквием
Скрипичные концерты ##1, 2
Киномузыка: "Похождения зубного врача", "Спорт, спорт, спорт"
Киномузыка: "Сказка странствий", "Рикки-Тикки-Тави"
Киномузыка: "Клоуны и дети", "Вальс", "Стеклянная гармоника", "Восхождение"
Киномузыка: "Повесть о неизвестном актере", "Комиссар"
Киномузыка: "Сказка странствий", "Агония", "Приключения Травки", "Осень", "Похождения зубного врача", "Восхождение", "Клоуны и дети", "Повесть о неизвестном актере"
Симфония #1
Симфония #2
Симфония #3
Симфония #4
Концерт для ф-но в 4 руки и оркестра, Концерт для виолончели #1
Кончерто гроссо #1
Концерт для виолончели #1
Кончерто гроссо #2
Альтовый концерт
Кончерто гроссо #2
Фауст-кантата
Кончерто гроссо #3, Соната для скрипки с оркестром, Трио-соната для камерного оркестра
Прелюдия памяти Шостаковича
Сюита в старинном стиле (для клавесина, виоль д'амур и ударных)
Соната для скрипки с оркестром, Сюита в старинном стиле, Концерт для ф-но и струнных, 5 фрагментов по мотивам картин Иеронима Босха
Кончерто гроссо #4/ Симфония #5
Пианиссимо
Кончерто гроссо #5
Скрипичный концерт
Симфонии ##6, 7
Кончерто гроссо #6
Симфония #8
Симфония #9
История доктора Фауста 2CD
Гоголевская сюита ("Ревизская сказка"), Лабиринты
Виолончельная соната #2
Эпилог из балета "Пер Гюнт"
linkReply

Comments:
[User Picture]From: graf_g
2010-02-11 08:32 pm (UTC)
Тебе спасибо. Хотя лажали мы, конечно, страшно. Но, наверно, было эффектно все равно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2010-02-11 08:44 pm (UTC)
Было отлично. А лажи можно заметить только если профессионал или если хорошо знаешь текст.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: graf_g
2010-02-12 10:42 am (UTC)
Насчет лаж в данном случае ты неправ. Это в большинстве произведений так называемой современной музыки, действительно, облажаешься — никто и не заметит. У нас же были партии простейшие и четкие, так что малейшее расхождение наверняка было заметно многим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2010-02-12 03:13 pm (UTC)
Ну, может быть. Я особого разнобоя не заметил. А если он и был, так можно было предположить, что так и надо. Но мб мне всё затмила эйфория от знакомства с опусом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikitakoshkin
2010-02-12 08:18 am (UTC)
Хотелось бы почитать, что о Шнитке писали Локшин и Дружинин. А то получается, что только Овчинников напел :)))))))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2010-02-12 08:22 am (UTC)
Спасибо за интерес, Никита! Раз так, не поленюсь это перепечатать и прицепить сюда - чуть позже. Действительно очень любопытно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikitakoshkin
2010-02-12 08:26 am (UTC)
Спасибо, Илья! Я даже и не надеялся :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2010-02-12 08:28 am (UTC)
Почему же? Это, в общем, представляет больший общественный интерес, чем список прослушанных мной сочинений Шнитке, так что поделюсь с удовольствием - чуть позже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2010-02-16 10:36 pm (UTC)

Часть первая

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikitakoshkin
2010-02-17 09:22 am (UTC)

Re: Часть первая

Спасибо огромное. Извините, что невольно принудил Вас перепечатывать столько текста в ЖЖ. Мне действительно неудобно. Но так интересно почитать. Очень зло написано! Думаю, Локшин был вполне искренен... от души писал...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2010-02-17 11:32 pm (UTC)

Плачи кофейной мельницы

На здоровье, извиняться не нужно, сделал я это быстро и с удовольствием, к тому же текст примечательный, интересно было его лишний раз внимательно перечесть. Нет сомнения в том, что для огромной части публики описание Локшина и было бы характеристикой всего условного "авангарда" как такового. В том, что он был искренен, нет никакого сомнения. Забавно, насколько разнятся подходы его и Дружинина (чьи слова я надеюсь привести тоже): Локшин - авангардисты распоясались, им дали зеленый свет, вот они и гонят такую халтуру. Дружинин - Шнитке всячески зажимали и запрещали, поэтому вполне понятно, что он был так язвителен и был готов осмеять даже похороны, и всё же делать так нехорошо.

А вот еще мои несколько слов по этому поводу.

http://www.vremya.ru/2010/28/10/247654.html
(Reply) (Parent) (Thread)