?

Log in

No account? Create an account
Viva Cello - Маленький Моцарт [entries|archive|friends|userinfo]
Маленький Моцарт

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Viva Cello [Mar. 10th, 2010|12:35 am]
Маленький Моцарт
[Tags|, , , , , , , ]

Был на открытии II виолончельного фестиваля, слышал Гутман, что всегда замечательно, но больше меня интересовал Концерт для альта и виолончели с оркестром Алексея Рыбникова (мировая премьера, солисты Юрий Башмет и Борис Андрианов, изрядно усиленными "Солистами Москвы" дирижировал Александр Сладковский). После Шестой симфонии, исполнявшейся полтора года назад на Фестивале симфонических оркестров мира, я не ждал ничего особенно хорошего - и был рад ошибиться. Нет, язык Рыбникова не изменился кардинальным образом, но приятно послушать - в отличном исполнении - музыку, написанную от души, без ложного пафоса, не навязывающую тебе образного ряда "вот хорошие, вот плохие, а вот опять хорошие".

Да, где-то слышен Шостакович, где-то Борис Чайковский, и самая первая аккордовая последовательность напоминает всё на свете... однако сочинение не раздражает, и даже хочется его переслушать повнимательнее. Хотя каковы его шансы стать репертуарным... если бы знать. Не менее интересный вопрос - насколько мог бы этот концерт представлять за рубежом "современную российскую музыку", к вопросу о недавнем "письме композиторов". Скажем, представить себе исполнение оного концерта в Зальцбурге довольно трудно. То есть теоретически запросто. Да только не играют там такую музыку. Может, она бы там публике и понравилась... если бы знать. Вот бы "Северные колыбельные" Дойникова там исполнить!

Что на меня произвело едва ли не более сильное впечатление, так это слушатели. Или мне показалось? Часто хожу в Большой зал и давно не помню концертов, где с таким трудом нашел бы место в партере. Он был полон, короче говоря. При этом лиц, которые ты привык обычно встречать в Большом зале, наблюдалось раз в десять меньше. Я даже не спрашиваю, куда они все делись. Мало ли, у кого какие планы на вечер. Но кто все те люди, которые заполнили Большой зал, откуда это обилие незнакомых лиц - для меня загадка. Хотя я понимаю, что к организации фестиваля приложили руку различные фонды, организации, и все они кого-то пригласили. Это нормально. И все же.

Почти не видел я там и журналистов. Сам бы с удовольствием написал бы про этот концерт, да есть много другой работы, притом что за самую объемную из них пока не только НЕ начали платить, но даже и не обещали документально. Не говорите мне, что я лопух и что ввязываться в такое не стоило, сам знаю. Не о том речь. Так вот, коллег там почти не было, и я задумался о том, что все они в последнее время стали меньше писать. Смешно, конечно, связывать это с тем, что меньше стал писать и я - просто совпало. И, тем не менее, будь у меня постоянное место в ежедневной газете, я бы легко находил, как прежде, не меньше трех событий в неделю. В Москве вагон всего интересного в классической музыке происходит. Плюс интервью, плюс обзоры дисков, плюс юбилеи... Другое дело, что мб никому это не нужно.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: nikitakoshkin
2010-03-10 10:25 pm (UTC)

Ну, Вы и пули отливаете! :)))

"Да, где-то слышен Шостакович, где-то Борис Чайковский, и самая первая аккордовая последовательность напоминает всё на свете... однако сочинение не раздражает..."

Аффтару после таких слов хоть с десятого этажа вниз, хоть в петлю...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2010-03-10 10:35 pm (UTC)

Re: Ну, Вы и пули отливаете! :)))

Никита, это ж все-таки дневник. В таком случае, после этого:

Произведение казалось будто составленным из различных блоков, следующих друг за другом без явной логики: развернутые соло виолончелей, типично малеровские траурные шествия, взволнованные переклички трех солистов и пафосные адажио, над которыми незримо витала тень Шостаковича.

Оркестровая пьеса "Slava, Slava" удивила бедностью оттенков - ни одного, кроме "умеренно" или "очень громко". "Гамлет-баллада" для тысячи виолончелистов (в этот вечер их было несколько раз меньше) произвела впечатление некоего ярмарочного фокуса.


Пендерецкому и Щедрину впору либо повеситься, либо, как Ростропович, сказать, что в Россию они больше не ездоки, раз тут в газетах о них такое пишут. Они, однако, насколько я знаю, живы-здоровы и сочиняют примерно то же. Причем тут я еще обдумывал, слова выбирал как-то, но в своем собственном блоге, надеюсь, могу не так стараться с их выбором. Наверное, вы назовете меня изощренным садистом, если я скажу, что Рыбникова-то хотел похвалить. Да, это гораздо лучше некоторых его последних сочинений, гораздо. По-моему, его Шестую симфонию стыдно играть, а слушателям должно быть стыдно за автора и за тех, кто играет. По поводу нового концерта сказать я этого не могу - и играть, и слушать его не стыдно. С удовольствием еще раз послушал бы. И для печати нашел бы, разумеется, более мягкие слова, хотя без упоминания о Борисе Чайковском не обошелся бы. Слава богу, Шостаковича там почти не слышно. Нет, Шостаковича я очень люблю, но у Шостаковича, а не у других.
(Reply) (Parent) (Thread)